Я
Я
I. 1. Согласно Дж. Миду (Georg Herbert Mead) – субъективная и творческая часть индивидуальности, которая создает значение. 2. Способ самоидентификации личности. См. также Меня.
Я
Результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так и настоящего и будущего.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Я
относительно устойчивая совокупность представлений о том, чем является индивид по отношению к самому себе, к др. индивидам и к соц. системе в целом. Строится вокруг самовосприятия и выводится из разных источников (еж. Теория зеркального "Я"). Как определенная структурная единица соц. системы основывается на культурных представлениях о соц. статусах (см. Идентичность социальная).
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Я
self) — умственное построение человека человеком, но неизбежно сформированное из социального опыта. Так, человек видит себя отраженным другими в их реакциях, и они интерпретируются через сито самовосприятия. Мид (1934) особенно связан с идеей "Я" в качестве социальной конструкции; "Я" не может существовать без общества, находится там, где обитает знание, но знание об окружающем его обществе. Теоретики Мид и Кули (см. Символический интеракционизм; Зеркальное "Я"), а также некоторые социологи подчеркивают рефлексивность и творческий потенциал социальных акторов. Это представление о "Я" и самоидентичность резко противопоставлены концепции децентрированного "Я", недавно выдвинутой в рамках постструктурализма (в частности, Лаканом).
"Я" получает различные формулировки в рамках психологии и психоанализа (см. Эго-психология; Школа объектных отношений; Лакан). Понятие особенно важно для гуманистических психологов и психологов развития, которые (Маслоу, 1954) видят цель индивидуума в самореализации. (См. также Социальная идентичность; Личность.)
"Я" получает различные формулировки в рамках психологии и психоанализа (см. Эго-психология; Школа объектных отношений; Лакан). Понятие особенно важно для гуманистических психологов и психологов развития, которые (Маслоу, 1954) видят цель индивидуума в самореализации. (См. также Социальная идентичность; Личность.)
Источник: Большой толковый социологический словарь
Я
Представление человека о себе самом как результат оценки самого себя, самоидентификации, сравнения с другими людьми, отраженное в устоявшемся образе, определении основных черт характера и внешнего облика, положения в обществе. Изменяется по мере обретения жизненного опыта, возраста, повышения (снижения) статуса человека. “Я” представляло постоянный объект интереса психологов, особенно психоаналитиков, социологов, лингвистов, антропологов, философов, выделяя проблемы “Я концепции” (Дж. Мид), “Я” и “не-Я” (Фихте), “Я”, или Эго, “Оно”, или Ид и “сверх-Я”, или супер-Эго (З. Фрейд, А. Фрейд). Социологов интересует социализированная часть нашего “Я”, т.е. идентичность. Социализация предполагает усиление “Я” перед “Оно” (подсознанием), чтобы человек мог управлять своими влечениями, страстями, преодолевать свои комплексы, в том числе вырабатывая “сверх-Я”, приводя свою идентичность в мир отношений между людьми, где силы “Я” получает поддержку социальной группы (Э. Эриксон). Применяя выражение З. Фрейда, “Я” — это всадник, который управляет лющадью (подсознанием, “Оно”), иначе эта лошадь сбросит плохого всадника.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
"Я"
(образ «я») - одно из основных понятий ряда трактовок личности, означающих интегральную целостность человека, к-рая выражает тождественность самому себе, на основании чего он обладает способностью обособлять себя от внешнего мира, выделять себя из группы и осознавать свое «я». «Я» как целостность включает три главных измерения: наличное «я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «я» (каким бы хотел себя видеть), представляемое «я» (каким он показывает себя др.). В социологии «я» означает не только аспект личности и ее самосознания, но и осознаваемую принадлежность человека к определенной категории людей («социальная идентичность»). Наиболее полно модель «я» представлена т. н. установочной моделью, интегрирующей эмоционально-ощущенческие, поведенческие и ценностно-нормативные аспекты «я». В процессе становления «я» взаимодействуют: а) усвоение субъектом оценки его др. людьми, б) социальное сравнение с др. людьми, в) самоатрибуция (в первую очередь, самоанализ). Являясь отражением соц. оценок, социальное «я» регулирует социальное самочувствие, настроение и поведение личности. Самооценка и самоуважение - наиболее важные регулятивные функции «я». Социальная природа «я» находит более полное воплощение в понятии «образа «я» как результата интерсубъективного, диалогического («я» - «ты» - «мы») взаимодействия людей в обществе. Операционально-индикативный характер «образа «я» позволяет проследить истоки его становления, отличительные особенности и проявления в поведении.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Я
понятие, выражающее единство и целостность личности с ее субъективной, внутренней стороны; индивид, каким он известен самому себе, каким он видит и представляет сам себя. В идеалистической философии Я рассматривалось как особая нематериальная сущность, «владеющая» телом, и фактически было синонимом «души».
В современной психологии Я рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе, включающее: а) представление о своей индивидуальности (идентичности); б) определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентации; в) определенную самооценку и самоуважение. Иногда в содержании понятия «Я» различают «чувство Я» – переживание себя как субъекта деятельности, «Я-концепцию» – представление о себе как объекте самонаблюдения, а также такие компоненты Я-концепции, как настоящее Я (каким я вижу себя в настоящий момент), динамическое Я (каким я стремлюсь стать), фантастическое Я (каким я хотел бы быть), идеальное Я (каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов), «представляемое» Я (маска, скрывающая подлинные переживания) и т. д. Все эти образы представлений производны от социального опыта личности и зависят от ее идентификации с определенной социальной группой. Единство и устойчивость Я являются предпосылкой последовательности и устойчивости поведения личности; расстройство Я (раздвоение личности, деперсонализация и т. д.) неизбежно дезорганизует ее деятельность. Единство Я поддерживается, с одной стороны, путем взаимодействия с социальной средой, а с другой – посредством внутренних (интрапсихических) механизмов адаптации.
В современной психологии Я рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе, включающее: а) представление о своей индивидуальности (идентичности); б) определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентации; в) определенную самооценку и самоуважение. Иногда в содержании понятия «Я» различают «чувство Я» – переживание себя как субъекта деятельности, «Я-концепцию» – представление о себе как объекте самонаблюдения, а также такие компоненты Я-концепции, как настоящее Я (каким я вижу себя в настоящий момент), динамическое Я (каким я стремлюсь стать), фантастическое Я (каким я хотел бы быть), идеальное Я (каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов), «представляемое» Я (маска, скрывающая подлинные переживания) и т. д. Все эти образы представлений производны от социального опыта личности и зависят от ее идентификации с определенной социальной группой. Единство и устойчивость Я являются предпосылкой последовательности и устойчивости поведения личности; расстройство Я (раздвоение личности, деперсонализация и т. д.) неизбежно дезорганизует ее деятельность. Единство Я поддерживается, с одной стороны, путем взаимодействия с социальной средой, а с другой – посредством внутренних (интрапсихических) механизмов адаптации.
Источник: Словарь справочник по социальной работе