ЯБЛОКОВ Игорь Николаевич
ЯБЛОКОВ Игорь Николаевич
(р. 1936) - российский философ и социолог, исследователь религии, профессор Московского государственного университета (МГУ), академик Российской Академии естественных наук, сопредседатель Российского сообщества преподавателей религиоведения (2006). Окончил философский факультет и аспирантуру МГУ, с 1965 г.- преподаватель этого факультета, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения (с 1988 г.) и руководитель отделения религиоведения (1996). Ведущая тематика научной деятельности Я. относится к метатеории религиоведения - предмету, структуре, методологии, институционализации этой области знания. В рамках данной тематики он обращается к фундаментальной проблеме природы религии, рассмотрению которой посвящены работы «Религия: сущность и явления» (1982), «Понятие и функции религии» (статья 1992), «Философия религии: Актуальные проблемы» (2007). Значительное внимание им уделено раскрытию специфики отношений религиозных и их месту в общественной системе. Ряд его трудов посвящен социально-психологическим аспектам религиозности («Проблемы личности в религии и атеизме», 1974; статьи «Общение верующих как фактор формирования психологии религиозной группы», 1969; «О научной интерпретации динамики психологических состояний верующих в молитве и покаянии», 1971; «Психология религии», 1988). Важной чертой всех этих исследований явилось применение их результатов в учебно-образовательном процессе. Под общей редакцией Я. и с его авторским участием неоднократно выходили учебники, учебные пособия и курсы лекций по религиоведческим дисциплинам, в том числе учебники для высшей школы: «Основы религиоведения» (пять изданий с 1993 по 2006 г.), «Введение в общее религиоведение» (2001), «История религии» (в двух томах, издания 2002 и 2004 гг.). Он автор учебника «Основы теоретического религиоведения» (1994). Особое место в религиоведческих исследованиях Я. принадлежит социологии религии. Он принимал участие в эмпирическом социологическом изучении религии и атеизма в СССР («Актуальные проблемы конкретных исследований религиозности», 1969), разрабатывал теоретические и методологические вопросы социологии религии в структуре советского обществознания («Актуальные проблемы социологии религии», 1971; «Методологические проблемы социологии религии», 1972), занимался изучением зарубежного опыта социологии религии (статья «Развитие социологии религии в ФРГ», 1985). В 1979 г. выходит обобщающий труд Я. «Социология религии », где в систематизированном виде были изложены фундаментальные положения марксистской социологической теории религии (о социальной сущности религии, структуре религии, ее функциях и роли в обществе), дана интерпретация понятия «религиозность», рассмотрено состояние религии в социалистическом обществе (процессы секуляризации и атеизации, кризисные явления внутри религиозной среды, причины сохранения религиозности). Представленный в этой работе подход вполне соответствовал научно-атеистическому характеру советской социологии религии того времени. Однако сам научный атеизм рассматривался Я. как интегральное образование на стыке различных общественных и гуманитарных наук, включая марксистско-ленинскую философию с ее общей социологической теорией исторического материализма. Это позволяло выделить социологию религии в качестве специальной социологической теории, со своим категориальным аппаратом, операционально интерпретируемыми понятиями и эмпирическими обобщениями. В советской социологии религии 1970-80-х годов такие представления были вполне функциональны, способствовав сохранению научного уровня исследований в той области, где доминировали приоритеты идеологии. В «послеперестроечный» период Я. уточняет и развивает свои взгляды на статус и содержание социологии религии, разрабатывает ее теоретическую модель как одного из главных направлений современного религиоведения (раздел «Социология религии» в коллективном труде «Введение в общее религиоведение», 2001, 2-е изд.- 2007). Им был рассмотрен вопрос о степени методологической применимости классических подходов (социология религии Вебера, Дюркгейма, Зиммеля, представителей структурного функционализма) к современному материалу религиозной жизни общества, дана характеристика объективных социумных основ религии, определены основные элементы религии (религиозные деятельность, отношения, организации), сформулированы критерии определения и типологии религиозности. Отмечая различие статуса социологии религии в религиоведении и в общей социологии, Я. предлагает ее интегративное описание. К предметной области социологии религии им относятся: религия в качестве общественной подсистемы; социумные основы возникновения, развития и функционирования религии; функции и роль религии в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы и их обратное воздействие на религию.
Источник: Социология религии. Словарь.