Japanization) — принятие японской организационной практики в других обществах. Ключевые элементы предполагают пунктуальное отношение к поставкам и производство без создания запасов; непрерывное усовершенствование и нулевые дефекты; общее качество менеджмента; участие рабочих, их обучение и учет выслуги лет; корпоративное благосостояние, возрастные системы заработной платы и союзы предприятий. В дебатах о японизации подняты две крупные проблемы. Первая возникает, когда модель японской практики предполагается переместить в другие общества. Одни теоретики отдают предпочтение широкой и/ или статической модели, а другие — более ограниченной, считая, что японский вариант возникал постепенно (Вуд, 1991; Акройд и др., 1988). Вторая проблема касается оценки выгод японизации. Теоретики, использующие "заимствованную" (некоторые сказали бы: идеализированную) модель, указывают на многие преимущества, вытекающие из предоставления полномочий рабочему, изменения отношения работника и индустриальных отношений, системы гибкого производства (см. Фордизм и постфордизм), творческой способности и эффективного производства качественных изделий. Другие теоретики считают "действительность" несколько иной, воспринимая японскую практику как неофордистские системы, которые: (а) уменьшают автономию рабочего через систематический надзор и побочное давление способами, предполагающими интенсиикацию труда; (б) перекладывают некоторые из издержек и проблем производства на "притесненных" мелких поставщиков; (в) включают двойную экономику, в которой служащие в фирмах-поставщиках являются незащищенными и плохо оплачиваемыми отчасти из-за потребности крупных фирм компенсировать издержки, вызываемые постоянной занятостью и возрастными системами оплаты.