Языковая политика
Языковая политика
разработка лингвистических проблем, направленных на то, чтобы управлять языковыми процессами.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Языковая политика
принципы и практика решения языковых проблем в разноязычном обществе (государстве, регионе и др.). К таким проблемам относятся такие, как определение государственного языка, официальных языков, языка (языков) преподавания в школе, делопроизводства, развития и сохранения языков национальных меньшинств и др.
Источник: Языковые контакты: краткий словарь
языковая политика
language policy. - Совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве (утверждение официального языка, сохранение миноритарных языков, языковое образование, обеспечение языковых прав и др.). Языковая политика направлена в первую очередь на функциональную сторону языка, а через ее посредство воздействует и на его структурную сторону (посредством языковых норм); планомерное общественное воздействие на языковую ситуацию. тж. планирование языковое. См. изоляционизм, лингвистический империализм, лингвистический экстремизм, национально-языковая политика, пуризм языковой, сепаратизм.
Языковая политика
Совокупность мер, принимаемых государством, партией, классом, общественной группировкой для изменения или сохранения существующего функционального распределения языков и языковых подсистем, для выделения новых или сохранения употребляющихся языковых норм, являющихся частью общей политики и соответствующих их целям. Классификация типов языковой политики проводится обычно на основе следующих признаков: ретроспективность (ориентация на сохранение существующей языковой ситуации) - перспективность (ориентация на изменение языковой ситуации); демократичность (учет интересов всех слоев населения, всех народов страны) недемократичность (учет интересов элиты и/или только демографически или социально доминирующего этноса). Виды языковой политики: языковой плюрализм, национализм, языковой нигилизм, странизм, языковой пуризм и др.
См. также: Национальная политика, Национально-языковая политика, Языковое строительство
См. также: Национальная политика, Национально-языковая политика, Языковое строительство
Языковая политика
стратегический подход государства (партии, общественной организации) к языковым проблемам, существующим в обществе. ЯП - часть общей политики государства, отражающая его идеологию и общеполитические цели. Государство принимает основные принципы политики относительно языков, имеющих хождение на его территории, и реализует эту политику в виде языкового планирования и языкового строительства, в виде сознательного воздействия на языковую ситуацию. В условиях дву- и многоязычия ЯП теснейшим образом связана с национальной политикой и состоит в определении функций и сфер употребления языков, сосуществующих в государстве или его административных и/или территориальных единицах. Осуществление ЯП в полиэтничных и полиязычных странах требует особой гибкости и учета множества факторов, так как закрепление за языками социально-коммуникативных функций связано с достижением или сохранением национального согласия, политической стабильности. ЯП определяет, сколько и какие языки будут иметь статус государственных языков, какие социальные функции и в каком объеме будут выполнять языки национальных меньшинств, какие языки будут иметь государственную поддержку и в каком объеме и т.д. ЯП в многонациональном государстве может строиться на принципах этноязыкового плюрализма - признании этнических и языковых прав народов, населяющих страну (характерна для открытых демократических обществ) и на принципе унитаризма (единство), под лозунгом «одно государство - один язык». Унитаризм видит решение национальных проблем в стирании культурных, бытовых, государственно-организационных и др. различий между народами и народностями, населяющими страну, т.е. в ассимиляции между этносами страны. Взвешенная ЯП может быть построена на компромиссе между культурно-языковой автономией меньшинства и политико-экономическими тенденциями к интеграции. ЯП, как правило, регламентируется законами, включая конституцию. Так, в конституции Белоруссии и Казахстана указано, что в этих странах два государственных языка (белорусский и русский; казахский и русский), конституции Российской Федерации и Украины определяют один государственный язык - соответственно, русский и украинский. Далеко не все конституции регламентируют языковые отношения в государствах: из 147 стран Земли, имеющих конституции, статьи, касающиеся языка, содержат конституции 110 стран. Языковые законы регламентируют употребление языков в различных социальных сферах, главными из которых является (1) воспитание и образование; (2) книгопечатание, кино, язык средств массовой информации; (3) регулирование этнических и/или этнорелигиозных отношений. Языковая политика государств может быть направлена на поддержку языков национальных меньшинств (миноритарных языков) - такую политику проводять страны, подписавшие Европейскую хартию региональных языков ши языков национальных меньшинств, но может отражать политику унитаризма, игнорировать этнические и языковые различия граждан (что характерно для средневековья, для эпохи колониализма).
Так, политику унитаризма много веков проводила Франция (с 1539, когда был принят эдикт об обязательном использовании французского языка в официальных документах), что привело к тому, что страна стала практически моноязычной, а малые языки Франции (баскский, бретонский, провансальский, итальянский на Корсике и некоторые другие) не допускались к использованию в официальных сферах вплоть до 1951г. и вследствие находятся на грани исчезновения. В однонациональной стране ЯП реализуется в сфере образования и культуры. В моноязычных государствах, таких, как Китай, Франция, Швеция, ЯП сосредоточена на единственном языке страны - он является и национальным и государственным. В этом случае объектом ЯП являются языковые нормы (в письме, произношении, грамматике, лексике, стилистике).
Так, в Китае решается проблема стандартизации письменной и устной речи, устранения различий между диалектами. Во Франции в центре языковой политики находится культура речи и противостояние англоамериканским заимствованиям. В Швеции существует несколько организаций, которые занимаются вопросами совершенствования языка, включая Шведскую Академию, которая с 1786 года призвана «развивать чистоту, силу и благородство шведского языка». Ср.: языковое планирование, языковое строительство, государственный язык Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств, языки национальных меньшинств.
Так, политику унитаризма много веков проводила Франция (с 1539, когда был принят эдикт об обязательном использовании французского языка в официальных документах), что привело к тому, что страна стала практически моноязычной, а малые языки Франции (баскский, бретонский, провансальский, итальянский на Корсике и некоторые другие) не допускались к использованию в официальных сферах вплоть до 1951г. и вследствие находятся на грани исчезновения. В однонациональной стране ЯП реализуется в сфере образования и культуры. В моноязычных государствах, таких, как Китай, Франция, Швеция, ЯП сосредоточена на единственном языке страны - он является и национальным и государственным. В этом случае объектом ЯП являются языковые нормы (в письме, произношении, грамматике, лексике, стилистике).
Так, в Китае решается проблема стандартизации письменной и устной речи, устранения различий между диалектами. Во Франции в центре языковой политики находится культура речи и противостояние англоамериканским заимствованиям. В Швеции существует несколько организаций, которые занимаются вопросами совершенствования языка, включая Шведскую Академию, которая с 1786 года призвана «развивать чистоту, силу и благородство шведского языка». Ср.: языковое планирование, языковое строительство, государственный язык Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств, языки национальных меньшинств.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013