Отсутствие дискриминации по языку; отсутствие ограничений прав и свобод личности в области использования родного языка. Представители коренных этносов могут использовать родной язык в социально значимых сферах, в отличие от экономических иммигрантов.
Языковые права личности
ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Языковые права личности
Отсутствие дискриминации по языку, что означает отсутствие ограничений прав и свобод личности, родной язык которой не является языком большинства членов общества. Основополагающим юридическим документом является Всеобщая декларация прав человека (1948), которая соблюдается во всех цивилизованных странах мира. Возможность использования родного языка в тех или иных ситуациях общения зависит от статуса этноса (или этнической группы), с которой себя идентифицирует личность. Представители коренных народов имеют больше возможностей использовать родной язык в социально значимых сферах, нежели т. н. экономические иммигранты.
См. также: Правовой статус языка, Языковое законодательство, Языковые права народа
См. также: Правовой статус языка, Языковое законодательство, Языковые права народа
Языковые права личности
неотъемлемое право человека пользоваться родным языком не только в ситуациях семейно-бытового общения, но и в различных социальных сферах и ситуациях: прежде всего - право человека воспитывать детей и получать образование, реализовывать свои культурные потребности, осуществлять другие гражданские права на родном языке. Реализация ЯПЛ зависит от реального положения и правого статуса языка, от численности и положения в государстве этноса, к которому принадлежит человек, от уровня демократии в государстве в котором он проживает. Проблема реализации языковых прав личности возникает в государствах, не являющихся мононациональными, и касается, как правило, языковых прав представителей национальных меньшинств, мигрантов, иммигрантов, гостарбайтеров. Ограничение прав личностей на пользование родным языком в официальных ситуациях запрет на преподавание на языке и использование учащимися языка в школах, низкий статус этноса в обществе и т.п. в историческом прошлом не раз приводили сначала к снижению количества говорящих на нем, а затем - к смерти языка (напр., язык айнов в Японии, вендов в Германии).
Проблемы осуществления ЯПЛ особенно остро встали в 20 и 21 вв. в связи с общей демократизацией цивилизованных стран, с повышением внимания к осуществлению основных прав и свобод человека. Большими возможностями в осуществлении языковых прав обладают носители тех языков, которые являются государственными, языковые права национальных меньшинств могут ущемляться, права иммигрантов, гостарбайтеров попросту игнорироваться. «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств» (Страсбург, 1992) направлена на то, чтобы национальные меньшинства стран, подписавших эту Хартию, получили как можно больше возможностей реализовывать свои языковые права (прежде всего - в сфере воспитания, образования, культуры, науки, в средствах массовой информации).
Реализация языковых прав личности зависит от того, относится ли такая личность к какому-либо национальному меньшинству страны проживания: языковые права в демократических странах, как правило, гарантируются не отдельным личностям, а этническим группам, по численности меньшим, нежели основное население страны (национальным меньшинствам).
Законодательства разных стран отражают разное понимание того, какие этнические группы следует считать национальными меньшинствами (может учитываться компактность территории, «давность» проживания в стране и др.).
Трудовые и политические мигранты официально не признаются национальными меньшинствами, но их языковые права могут реализовываться исходя из общего законодательства стран (в основном в сфере образования).
ЯПЛ базируются на Всеобщей декларации прав человека, принятой странами-членами ООН (1948), в пункте 2 которой указывается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Язык назван среди факторов, которые не должны препятствовать осуществлению основных прав и свобод человека. Среди социолингвистов существует также мнение, что ЯПЛ должны включать в себя право получать информацию и осуществлять культурные потребности на литературном (стандартном) языке. При таком широком понимании ЯПЛ их осуществлению способствует политика государства, направленная на использование в официальных сферах общения стандартного языка (напр., такую политику по поддержке чистоты французского" языка ведет Франция, в России принят закон, запрещающий в средствах массовой информации использовать бранную лексику).
Ср.: государственный язык, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, региональный язык, правовой статус языка, языковое законодательство, языковые права народа.
Проблемы осуществления ЯПЛ особенно остро встали в 20 и 21 вв. в связи с общей демократизацией цивилизованных стран, с повышением внимания к осуществлению основных прав и свобод человека. Большими возможностями в осуществлении языковых прав обладают носители тех языков, которые являются государственными, языковые права национальных меньшинств могут ущемляться, права иммигрантов, гостарбайтеров попросту игнорироваться. «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств» (Страсбург, 1992) направлена на то, чтобы национальные меньшинства стран, подписавших эту Хартию, получили как можно больше возможностей реализовывать свои языковые права (прежде всего - в сфере воспитания, образования, культуры, науки, в средствах массовой информации).
Реализация языковых прав личности зависит от того, относится ли такая личность к какому-либо национальному меньшинству страны проживания: языковые права в демократических странах, как правило, гарантируются не отдельным личностям, а этническим группам, по численности меньшим, нежели основное население страны (национальным меньшинствам).
Законодательства разных стран отражают разное понимание того, какие этнические группы следует считать национальными меньшинствами (может учитываться компактность территории, «давность» проживания в стране и др.).
Трудовые и политические мигранты официально не признаются национальными меньшинствами, но их языковые права могут реализовываться исходя из общего законодательства стран (в основном в сфере образования).
ЯПЛ базируются на Всеобщей декларации прав человека, принятой странами-членами ООН (1948), в пункте 2 которой указывается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Язык назван среди факторов, которые не должны препятствовать осуществлению основных прав и свобод человека. Среди социолингвистов существует также мнение, что ЯПЛ должны включать в себя право получать информацию и осуществлять культурные потребности на литературном (стандартном) языке. При таком широком понимании ЯПЛ их осуществлению способствует политика государства, направленная на использование в официальных сферах общения стандартного языка (напр., такую политику по поддержке чистоты французского" языка ведет Франция, в России принят закон, запрещающий в средствах массовой информации использовать бранную лексику).
Ср.: государственный язык, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, региональный язык, правовой статус языка, языковое законодательство, языковые права народа.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013