Качественное исследование

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Исследование качественное
тип прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное), основывающийся на качественных данных (см. Данные качественные). Качественное исследование, определяя общие черты социального явления, процесса обычно носит подготовительный характер по отношению к основному исследованию. См. Метод фокус-групп.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Качественное исследование (qualitative survey)

Исследование качества, типа или составляющих группы, сущности или смеси, методы которого позволяют определить, например, глубинные мотивы принятия решений, ассоциации с продуктом, маркой, отклик на рекламу и т.п. Качественные исследования являются разведочными по своей природе и используют такие методы, как глубинные интервью, фокус-группы, экспертные опросы.

Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований

Качественное исследование
исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную
ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов.

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

Исследование качественное
исследователь концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается прежде всего к его личностному повседневному опыту и взаимодействиям с другими, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (слова, жесты, коммуникативные символы), социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального существования людей; он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации скрытого социального смысла или механизмов функционирования данного аспекта социальной реальности [34.– С.395]. –используется в том случае, если цель его предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или вследствие того, что исследуемые феномены не поддаются точному измерению [26.– С.63]. –исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов [25.– С.223].

Источник: Социология. Словарь.

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
QUALITATIVE RESEARCH) Традиция качественного исследования в социальных и гуманитарных науках определяется отчасти используемыми исследовательскими методами, а отчасти эпистемологией или теорией познания, выдвигаемой многими сторонниками этих методов. Качественное исследование часто противопоставляется количественному, а также позитивистской эпистемологии. Между тем, не все приверженцы качественного исследования выступают против позитивизма (хотя многие из них действительно занимают именно такую позицию), поэтому идея полной несовместимости методов качественного исследования и позитивизма очевидно лишена оснований. Чаще всего используются следующие методы качественного исследования: этнография и включенное наблюдение; неструктурированное интервью; кейс-стади; исторический анализ, основанный на использовании документов, устных историй и историй жизни индивидов; текстуальный анализ документов и анализ визуальных образов, таких, как фотографии, картины и видеозаписи. Качественное исследование нацелено на понимание социальных явлений таким способом, который не требует измерения и квантификации (иногда характер самого явления исключает квантификацию). Например, цели этнографического исследования могут заключаться в наблюдении за социальным поведением и в его понимании, при этом исследователя может не интересовать подсчет частоты тех или иных видов поведения, тогда как в рамках исторического исследования артефакты, которые приходится использовать в качестве свидетельств социальных явлений в прошлом, могут не допускать адекватной квантификации (даже если такова цель исследователя). При проведении же количественного исследования предполагается, что надлежащее понимание социальных явлений невозможно без измерения, которое позволяет использовать статистические и математические техники анализа полученных данных. Эпистемологическая позиция многих приверженцев качественного исследования является откровенно антипозитивистской. Во-первых, они утверждают, что знание о социальных явлениях может быть получено путем наблюдения за ними в их естественном виде — в том контексте, в котором они происходят, и интерпретирующего понимания исследователем смысла действия. Такая позиция свойственна целому ряду социологических традиций: действия теории, феноменологической социологии, веберовской концепции verstehen и герменевтике. Во-вторых, они критически относятся к позитивистской идее существования внешней социальной реальности, которую можно наблюдать, измерять и понимать. Одно из выдвигаемых ими положений заключается в том, что полное понимание социальной реальности невозможно, в лучшем случае может быть достигнуто лишь некоторое приближение к ней. Более радикальное положение, выдвигаемое, в частности, постструктуралистскими и постмодернистскими исследователями, состоит в том, что позитивизм в любой его форме является лишь одним из возможных способов репрезентации социального мира и не имеет привилегированного статуса. Не все приверженцы качественного исследования полностью отвергают позитивизм. Недавно появившиеся компьютерные пакеты для анализа текстуаль184 ного материала (например, записанных с помощью диктофона интервью, транскрибированных в письменный текст, и современных или исторических документов) расширили рамки анализа и существенно облегчили квантификацию качественных данных. Их широкое использование свидетельствует о том, что некоторые приверженцы качественного исследования не отказываются от измерения и квантификации. См. также: Интервью; Постмодернизм; Постструктурализм. Лит.: Denzin and Lincoln (1994)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
81.81 кб

Интервью в качественных исследованиях 1

Браймен Алан
Читать PDF
181.23 кб

Критерии оценки качественных исследований

Мельникова О. Т., Кричевец А. Н., Гусев А. Н., Хорошилов Д. А., Барский Ф. И., Бусыгина Н. П.
Формулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами.
Читать PDF
74.59 кб

Качественные исследования в судебной медицине

Николаев Б. С., Тхакахов А. А.
Предлагается использовать в судебно-медицинской науке качественные исследования, как одного из основных методов доказательной медицины, являющейся в настоящее время наиболее прогрессивным направлением в развитии официального здрав
Читать PDF
20.53 мб

Скайп-интервью в качественных исследованиях. Обзор

Дмитриева Ольга Александровна
Данная статья является обзором научных публикаций, посвященных использованию Skype и сходных технологий для проведения качественных исследовательских интервью.
Читать PDF
505.40 кб

Качественное исследование профессиональной культуры

Максимова Лариса Николаевна
Анализируются проблемы эмпирических исследований конкретных профессиональных культур. Выделяются основные тенденции социологии в этом материале, а также выявляются факторы, которые помогают или мешают добыванию достоверных знаний.
Читать PDF
160.17 кб

Качественное исследование эпистемических переживаний

Чернов Александр Юрьевич
Представлены результаты эмпирического исследования эпистемических переживаний. Выявлены их детерминанты, психологическое содержание и роль в развитии личности.
Читать PDF
362.02 кб

Репрезентация жизненного опыта в качественном исследовании

Попова Ирина Викторовна
Познавательные возможности качественной социологии позволяют искать ответы на важные для человечества вопросы: что такое истина в социологическом исследовании?
Читать PDF
84.51 кб

Качественные данные и методы социологического исследования

Кишинская Виктория Станиславовна
В статье систематизированы основные подходы к определению качественных данных. Рассмотрены методы когнитивного моделирования и обоснованной теории в качестве научного инструментария, построенного на качественных данных.
Читать PDF
268.62 кб

Качественная парадигма в библиотековедческих исследованиях

Варганова Галина Владимировна
Рассматриваются проблемы, связанные с методологией проведения качественных исследований в библиотековедении.
Читать PDF
244.98 кб

Понятие «Качественный подход» в психологическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
В статье рассматривается проблема дефиниции качественного подхода в психологическом исследовании.
Читать PDF
347.76 кб

Социология религии и новые границы качественного исследования

Дони Т.
Проблема метода всегда сопровождает развитие социальных наук в целом и социологических исследований, в частности.
Читать PDF
125.01 кб

Качественные методы в прикладном политологическом исследовании

Жеребцов М. В.
Читать PDF
176.23 кб

Городские ролевые игры: методология качественного исследования

Меснянкина Кира Константиновна
В представленной статье рассмотрены вопросы выбора методологического подхода при исследовании такой динамичной, локальной и слабоизученной социальной практики, как городские ролевые игры.
Читать PDF
289.11 кб

Негативная адаптация (по материалам качественного исследования)

Лернер Антон
This article continues the analysis of findings of the qualitative research Poverty performed under the auspices of the World Bank. The survey was conducted both in rural and urban areas.
Читать PDF
90.56 кб

ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Селиверстова Нина Анатольевна
В статье проводится анализ эмпирического исследования, посвященного проблемам информального образования посредством чтения. Субъект информального образования решает вопрос об организации своей повседневной жизни, включая досуг.

Похожие термины:

  • Стратегия и тактики качественного исследования

    первое используется при сравнительной характеристике качественных и количественных исследований для выявления их различий по логике и последовательности действий при проведении работы. Тактик