КАЧЕСТВО ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 1 определение
КАЧЕСТВО ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
одна из гл. задач повышения эффективности управления деятельности в социально-экономической сфере, достижение необходимого уровня качества представляемой пользователям статистической информации. Решение этой задачи невозможно без регламентации гармонизированных с междунар. статистической практикой осн. понятий и требований, предъявляемых к качеству данных в системе гос. статистики.
В мировой статистической практике нет общепринятого определения качества данных как результата статистической деятельности. Тем не менее понятие качества, в первую очередь, связывается с оценкой степени нужности и востребованности статистических данных для пользователей. Важные компоненты совр. Понятия качества – корректность применяемой статистической методологии и ее соблюдение органами статистики в процессе сбора, обработки, анализа и публикации данных.
В соответствии с принципами, принятыми междунар. Статистикой, основу этих компонентов составляют восемь аспектов качества: целостность, востребованность, точность, достоверность, своевременность, доступность, интерпретируемость, сопоставимость. Федеральная служба гос. статистики (Росстат) выделяет и использует их при оценке качества проводимых обследований, на основе их учета и балансировки планирует подготовку и проведение новых статистических обследований. Эти элементы качества должны учитываться и быть сбалансированными при планировании статистических наблюдений.
Содержание указанных терминов: 1. целостность – включает научно обоснованную методологию и неукоснительное соблюдение методик проведения обследований при сборе, обработке и распространении статистических данных, т.о., что методологическая база осуществления статистической деятельности должна быть гармонизирована с принятыми междунар. стандартами и принципами их использования в статистической практике; 2. востребованность – качественная оценка степени необходимости статистических данных для пользователей (насколько данные служат целям, ради которых они были произведены, и доведены ли они до пользователя); 3. достоверность – степень оценок результатов статистических обследований (измеряется в терминах ошибок, связанных с выборкой, случаями неответов респондентов, умышленным искажением представляемой информации, а также статистической обработкой данных); 4. термин точность оценки статистического показателя применяется, как правило, в выборочных статистических наблюдениях, характеризует случайную ошибку выборки и показывает величину отклонения рассчитываемого значения от ее усредненной по всем возможным выборкам величины (степень точности оценки обычно характеризуется ее дисперсией, стандартной ошибкой, коэффициентом вариации, т.е. относительной стандартной ошибкой и доверительным интервалом); 5. своевременность – отражает приемлемую для пользователей продолжительность периода времени, проходящего от наблюдаемого события до момента публикации или передачи заказчику соответствующих данных, и характеризуется предельно допустимым интервалом времени, на протяжении которого статистическая информация остается актуальной и востребованной пользователями, а также характеризует точность выполнения поставленной задачи; 6. доступ ность – отражает состояние готовности данных к официальному распространению и информированность пользователей о возможности и средствах получения интересующих их данных; 7. интерпретируемость – отражает строгость используемых в публикациях статистических терминов; 8. согласованность – степень полноты данных и логической взаимосвязи между результатами статистического обследования и данными других обследований либо показателями, полученными на их основе расчетным путем.
Качество проведения любого обследования характеризуется степенью соответствия любого проводимого обследования осн. аспектам качества. Для достижения необходимого качества данных, во-первых, важно понять, какие составляющие процесса получения и обработки данных и каким образом повлияли на итог обследования, во-вторых, оценить их влияние на конечное качество статистической информации.
Достижение необходимого уровня качества результатов статистической деятельности требует от организаторов наблюдений тщательного планирования и осуществления непрерывного контроля за ходом их проведения. Процесс проведения статистического наблюдения состоит из ряда последовательных этапов, данные которых обрабатываются раздельно. Перед организатором наблюдения стоит задача – гарантировать качество результатов на каждой стадии. Вместе с тем, каждый этап наблюдения необходимо рассматривать как часть единого процесса формирования сводных итогов. При организации наблюдения необходимо учитывать потенциальные источники возникновения ошибок.
В планировании статистического наблюдения принимают участие специалисты, являющиеся методологами соответствующей отрасли статистики, а также специалисты в областях: организации статистического наблюдения, информационных технологий и публикации результатов. Для достижения высокой эффективности использования ресурсного обеспечения от организатора требуется понимание значимости влияния каждого этапа процесса сбора и обработки данных на качество конечных результатов.
При организации наблюдения необходимо иметь достаточно полные сведения об осн. источниках ошибок, их влиянии на уровень общей погрешности, о путях эффективного использования. Наличие таких сведений позволяет оценить альтернативные возможности распределения ресурсного обеспечения по этапам его наблюдения. Указанный подход особенно эффективен при проведении периодических наблюдений и приводит к последовательному повышению качества результатов от периода к периоду наблюдения.
При определении цели и задач наблюдения организаторы, как правило, исходят из макс. удовлетворения установленных потребностей пользователей в статистической информации, соответствующей нормативно-правовому обеспечению проведения статистических наблюдений, а также соблюдению конфиденциальности пообъектных данных. Установление потребностей пользователей позволяет планировать наблюдение т.о., чтобы публикуемые данные были представлены в понятной и удобной для использования форме.
Обязательное требование качества публикуемых данных – сопровождение итогов наблюдения соответствующей метаинформацией, т.е. материалами по методике проведения расчета показателей наблюдения, включая необходимую информацию в части статистических классификаций и охвата объекта наблюдения.
В целях реализации этих направлений Росстат проводит комплекс работ, касающихся в т.ч. процесса разработки методологических подходов по оценке качества статистических данных, включая определение осн. понятий, терминологии и стандартных требований к качеству данных на всех этапах статистических наблюдений, а также вопросы их гармонизации с междунар. статистической практикой.
В рамках этой работы Росстат подготовил осн. методологические положения по оценке качества статистической информации. Эти методологические положения регламентируют осн. понятия и стандартные требования, соответствующие междунар. статистической практике и предъявляемые к качеству статистических данных, а также определяют методологическую основу работы по повышению общего качества статистических данных в системе гос. статистики РФ. Кроме того, этот документ определяет единые методологические подходы к использованию процедур контроля качества статистических данных на всех этапах проведения обследований, а также устанавливает порядок выполнения контрольных функций как структурными подразделениями центрального аппарата, так и терр. органами гос. статистики.
В целях обеспечения высокого уровня качества статистической информации предоставляемой пользователям, Росстат на основе Европейских стандартов качества разработал методику, дающую возможность с помощью использования количественной оценки, выявить и исправить слабые места проводимого обследования. Информационный источник данной методики – анкета оценки качества организации обследования (прообраз вопросника Евростата «Desap»). Структура анкеты соответствует всем этапам проводимого обследования – начиная с работы с пользователями и заканчивая распространением результатов обследования. В анкете представлены вопросы (имеющие определенный вес и соответствующие одному из критериев качества Евростата) и варианты ответов на них (также имеющие определенный вес). Полученная информация с учетом весов вопросов и ответов используется для расчета рейтинговой оценки качества.
На основе заполненной анкеты и расчета рейтинговой оценки качества осуществляется диагностика процесса подготовки, организации, проведения обследования и его результатов на предмет соответствия критериям и стандартам качества, применяемым в междунар. статистической практике, что позволяет обнаружить имеющиеся недостатки в подготовке и проведении того или иного обследования, и устранение которых дает возможность обеспечить высокое качество статистической информации, предоставляемой пользователям.
Регулярный мониторинг рейтинговых оценок качества проведения обследований позволяет создать базу данных по рейтинговым оценкам качества.
Сравнительный анализ результатов предоставляет возможность выявить факторы, влияющие на качество проведения обследования, и выработать рекомендации по коррекции качества обследования, а результат осуществления анализа накопленных данных позволит построить временные ряды, по которым возможно осуществлять наблюдение за изменением качества путем сравнения полученных результатов с оценками за предыдущие годы, и которые можно будет обрабатывать в соответствии с правилами математической статистики. Предполагается, что рассчитанная с помощью данных методологических рекомендаций рейтинговая оценка качества будет проводиться на регулярной основе и охватывать впоследствии все федеральные статистические наблюдения, проводимые Федеральной службой гос. статистики. Проект данной методики был предложен к рассмотрению на встрече руководства Федеральной службы гос. статистики со специалистами СНГ, а также обсуждался на междунар. семинаре "Управление современными национальными статистическими системами в демократических сообществах" для стран – участников программы TACIS в Вене в 2005.
Дальнейшая работа по данному направлению предполагает создание на следующем этапе специального программного продукта, реализующего математические алгоритмы обработки этих оценок. Данный программный продукт позволит автоматически проводить диагностику самого процесса организации обследований на предмет их соответствия гармонизированным с междунар. статистической практикой осн. понятиям и требованиям, предъявляемым при осуществлении статистической деятельности к качеству данных.
Для обеспечения стабильного высокого качества продукции официальной статистики Росстату необходимо: обеспечить совершенствование научно-обоснованной официальной методологии для проведения гос. статистических наблюдений и формирования системы статистических показателей, адекватно отражающих динамично меняющиеся процессы и явления в экономике и социальной сфере, и соответствующих междунар. статистическим стандартам; конструктивно изменить методы сбора, обработки, хранения и обмена информацией, в первую очередь на основе расширения применения выборочных методов наблюдения при оптимальном их сочетании со сплошными обследованиями (переписями) при существенной модернизации технической и технологической базы системы гос. статистики; рационально выбирать источники статистической информации с учетом обеспечения ее своевременности и качества, экономии ресурсов и снижения нагрузки на респондентов статистики; модернизировать систему распространения статистических данных и информации о применяемой статистической методологии на основе использования совр. телекоммуникационных средств и информационных технологий; обеспечить информационную безопасность в сфере гос. статистики; координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти в области гос. статистики по формированию гос. информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны на основе применения единой официальной статистической методологии и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.