средство или путь, по которому передаются сигналы или данные.
КАНАЛ
КАНАЛ
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
КАНАЛ
от лат. canalis - труба, желоб) - англ. channel; нем. Kanal. В кибернетике - устройство, предназначенное для передачи информации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Канал
Слово многозначно, но как термин, применяемый в коммуникативистике, употребляется чаще всего в двух значениях: 1) комплекс средств связи между источником и приемником информации – в телефонных, радиовещательных, телетрансляционных и др. коммуникациях; 2) фиксированные полоса частот, время передачи и иные эфирные ресурсы, выделяемые в системах связи для передачи сообщений. Некоторые специалисты в области СМИ предлагают употребление слова «канал» для обозначения физической природы обмена информацией между отправителями и получателями, а слова «средство» для обозначения способа коммуникации с учетом ее социальных, психологических и организационных аспектов.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
канал
channel. - 1. Средство передачи информации (личная передача информации, обсуждение, меморандум, журнал, газета, радио, телефон, телевизор, компьютер). 2. Путь, по которому передается коммуникативное сообщение: вербальный, невербальный и паралингвистический каналы. Считается, что невербальный и паралингвистический каналы передают межличностные аттитюды, в то время как вербальный в основном раскрывает информацию. Выделение каналов условно, поскольку коммуникация представляет собой интегрированное целое, одновременно передающееся по нескольким каналам сразу. тж. код. См. код невербальный / визуальный, код паралингвистический, код языковой / вербальный. канонический перевод. См. перевод официальный.
Канал
(лат. canalis – труба, желоб) Любое техническое устройство или система, в опосредованной (медиатизированной) коммуникации обеспечивающее передачу сообщения от отправителя (источника информации) к получателю (адресату). Для теории медиа важны два англоязычных термина, близкие русскоязычному понятию: channel – непосредственно «канал» и medium – чаще всего переводимый как «средство коммуникации» или «медиа». Оба эти англоязычных понятия встречаются в базовых для развития медиаисследований работах американских авторов 1940‑х гг. В схеме математической модели коммуникации К. Шеннона и У Уивера канал напрямую не упоминается – используется понятие «источник помех» (noise source), который находится между передатчиком и приемником сигнала, однако помехи связаны прежде всего с дискретностью, техническими характеристиками канала (телефонного кабеля или радиочастот) и на смысл сообщения (процессы кодирования и декодирования) влияния практически не оказывают. В модели (формуле) коммуникации Г. Лассуэлла канал присутствует как третий элемент в коммуникационной цепочке уже в форме прессы, радио, художественного фильма и т. д. При этом Лассуэллу канал коммуникации тоже не очень интересен – гораздо более важными для него и его последователей в рамках эмпирико‑функционализма были аудитория и эффекты. При этом Лассуэлл выделял исследования каналов как отдельную научную область, называя ее «анализом медиа» (media analysis). В рамках этого направления доминирует заложенный в вышеприведенных (и развивающих их) моделях подход, согласно которому «канал есть средство коммуникации». Исследования сосредоточены чаще всего на изучении того, как устроен конкретный инфраструктурный для коммуникации сегмент, или на его технических особенностях, обусловливающих определенные характеристики, которые необходимо учитывать при кодировании сообщений – жанры, форматы, средства выразительности и т. п. Однако практически параллельно в исследованиях каналов коммуникации появилось другое важнейшее для теории медиа направление, которое можно назвать «теорией средства коммуникации» (medium theory). В его основе лежат работы представителей Торонтской школы, а базовый подход наиболее полно выражен М. Маклюэном в тезисе «средство коммуникации есть сообщение» (the medium is the message) и заключается в том, что каналы (средства) коммуникации (медиа), трактовка которых значительно расширена (включает одежду, жилища, деньги и т. д.), могут и должны изучаться и осмысливаться как центральный элемент в развитии социальных отношений.
Литература Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. – М.; Жуковский: КАНОН‑пресс‑Ц; Кучково поле, 2003. McQuail D. (2010) McQuail’s Mass Communication Theory. – London: Sage.
Литература Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. – М.; Жуковский: КАНОН‑пресс‑Ц; Кучково поле, 2003. McQuail D. (2010) McQuail’s Mass Communication Theory. – London: Sage.