КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Особенности формирования и развития человеческого капитала определяются характером общества, его общественным устройством, уровнем культуры, типом социально-экономических отношений и совокупностью инвестиций в человека.
Человеческий капитал, являясь важнейшим фактором развития производства и культуры, определяет потенциал качеств человека. Ч.к. отражает процесс воспроизводства населения, его возможности, которые могут быть использованы для создания прибыли предприятий и доходов населения.
Структура человеческого капитала состоит из совокупности системных элементов, таких как генетически унаследованные интеллектуальные качества, навыки и умения, профессиональные способности и компетенции, приобретенные в процессе обучения и воспитания, трудовой деятельности, социально-культурной адаптации и в целом социализации. Некоторые исследователи включают в структуру Ч.к. потребительские расходы человека и семьи на питание, одежду, жилище, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства и различных корпораций на эти цели.
Л.В. Топчий
Лит.: Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ. 2003. № 2; Корчагин Ю.А. Широкое понимание человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2009; Кендрик Дж. Совокупный капитал и его функционирование. М.: Прогресс, 1976; Корчагин ЮА. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Воронеж: ЦИРЭ, 2005; Хмелева Г.А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона: Монография. Самара: САГМУ, 2012.
Источник: Социологический словарь
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Ч.к. перемещается вместе с его обладателем. Отдельно от собственника он существует тогда, когда частично перенесен на созданный товар или представляет собой интеллектуальный продукт. Ноу-хау, связи с общественностью, деловые коммерческие связи, владение секретами технологий и менеджмента, влиятельность, репутация (гудвилл) выступают производными Ч.к. Наращивание умственных и физических способностей работника как составляющих Ч.к. сравнивается с накоплением материально-вещественных элементов производства. Развитие способностей работника приравнивается к производству основного капитала. Ч.к. заметно увеличивает экономические способности людей, приносит прибыль, но в основном не для самого работника, а для владельца той или иной организации. В социальном государстве трактовка здоровья, знаний и интеллектуального продукта, принадлежащего работнику на правах владения, рассматривается как капитал его собственника, т.е. самого работника. Хорошая физическая форма, высокие умственные способности, профессионализм в сфере высокотехнологичного промышленного производства, консалтинга, проектирования, финансов и страхования, владение интеллектуальным продуктом позволяют человеку быть совладельцем организации и участником прибыли. Работодатели находятся в определенной экономической зависимости от собственников Ч.к., т.к. последние сами определяют условия по оплате труда и социальным гарантиям. Ч.к. – это запас благ долговременного действия, способный положительно влиять на экономический рост, расширение возможностей социальной защиты и социального обеспечения нуждающихся в помощи граждан.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
Термин связан с концепцией П.Бурдье, который подчеркивает, что Ч. к. предполагает усвоение определенных практических схем деятельности. Ч. к. обладает свойством самовозрастания и аккумулирования.
Инструментом обществ, развития с этих позиций выступают не столько инвестиции в машины, оборудование, сколько развитие Ч. к. и инвестиции в него. В условиях научно-технического прогресса и интеллектуализации труда ценность Ч. к. стала значительно выше по сравнению с ролью вещественного и стоимостного факторов произ-ва. Возросла необходимость систематического обновления знаний и проф. навыков, развития способностей к труду и адекватной организации в произ-ве взаимосвязей между работниками.
В развитых странах концепция Ч. к. способствовала росту инвестиций в человека — в его общую и специальную проф. подготовку, укрепление здоровья и создание условий для содержательного досуга. Мировое сообщество приняло концепцию, согласно которой обществ, прогресс невозможен, если не реализованы три ключевые гуманистич. цели: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести, расширить и обновить знания; получить доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень жизни. Признано, что традиционные макроэкономические показатели (валовой внутренний продукт, среднедушевой доход и др.) далеко не исчерпывают характеристики соц. прогресса. Под эгидой ООН осуществляются долгосрочные программы развития (United Nations Development Program), для чего создана соответствующая управленческая структура. Публикуются ежегодные доклады о развитии человека (Human Development Report, UNDP), в которых представлена динамика не только доходов на душу населения, но также показателей здоровья, образования, состояния окружающей среды, обеспечения свободы слова и др. Используется «индекс человеческого развития» (ИЧР) или «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), включающий оценки продолжительности жизни, образовательного уровня взрослого населения, доходов и т. п. На всемирной конференции по соц. развитию (Копенгаген, 1995 г.) мировому сообществу было предложено переориентировать внимание с показателей темпов экономич. роста на показатели устойчивого развитие человека согласно принципу: экономика — для развития человека, а не человек — для развития экономики.
См. также: Качество рабочей силы, Квалификация, Трудовой потенциал работника.
Лит.: БыченкоЮ. Г. Социологическая концепция человеческого капитала. — Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2000; Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 3; Демченко Д. А. Проблемы исследования человеческого капитала. — М.: ИСПИ РАН, 2001; Критский М. М. Человеческий капитал. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991; Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: «Мысль», 2005.
Н. Ю. Федоров
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Речь идет о наиболее активных личностях с высоким потенциалом, которые показывают особый результат – это и есть ЧК организации. Соответственно важным фактором развития внутреннего бренда компании являются инвестиции именно в человеческий капитал. Вложения в людей, которые в дальнейшем принесут компании деньги – это непрерывный инвестиционный проект. Сначала работник развивается на своем собственном уровне, расширяя компетенции и проявляя себя, потом – на следующем, затем – на еще более высоком. И в этом процессе его профессиональный уровень и знания возрастают, а это напрямую отражается на результатах работы. Социальные инвестиции в ЧК это материальные и нематериальные социальные инвестиции, распределенные по группам: социальная защита работников; развитие корпоративной культуры; обучение и повышение квалификации; забота о здоровье сотрудников; социальные пособия и льготы; материальные поощрения. Причем важно, чтобы эти направления соответствовали философии компании в целом, ее ценностям и актуальным задачам ее развития. Разделение внутренних социальных инвестиций на группы дает возможность различным предприятиям рационально распределять вложения в зависимости от приоритетных задач в области управления персоналом, и в соответствии с основными потребностями работников. Необходим дифференцированный подход ко всем направлениям инвестиций в ЧК, в зависимости от способностей, стажа работы и конкретных результатов каждого работника. Управление ЧК предприятия требует дифференцированного подхода, учитывая, что каждый работник имеет разный уровень профессионализма, потенциала, знаний и способностей, личностные социальные и духовные установки, которые должны быть совместимы с коллективными ценностями для совместного взаимодействия. Совместимость работников по определенным признакам, определенное разделение, дифференцирование сотрудников на группы прослеживаются в исследованиях на основе эмпирического анализа И.Н. Таганова и О.И. Шкаратана. Дифференцированный подход к управлению социальными инвестициями в работников также описан Г.Л. Тульчинским и В.И. Терентьевой. За счет рационального подхода к управлению материальными и нематериальными инвестициями в развитие персонала, достигается максимальный эффект, связанный с ростом производительности каждого работника и всего предприятия, с появлением лояльного отношения к работодателю, с возникновением чувства сопричастности к общему делу, к целям и ценностям компании. Лит: Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N.Y., 1985; Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journ. of Sociology, vol. 94, Suppl., 1988; Друкер П. Эффективное управление. М., 2001; Тульчинский Г.Л., Терентьева В.И. Бренд- интегрирванный менеджмент. М., 2007. О.А. Лещенко, Г.Л. Тульчинский
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Основными свойствами К.Ч. являются неотчуждаемость от индивида, воплощенность, непередаваемость (хотя порождаемые услуги могут быть предметом купли-продажи); относительно низкий индивидуальный контроль за скоростью и формами приобретения; экономические последствия для общества и индивида; аккумулируемость в течение длительного времени и на основании уже имеющегося финансового, человеческого и социального капиталов; приносит экономические блага лишь при условии дополнительных усилий (инвестиций времени в оплачиваемую работу). Подобно финансовому капиталу, необновляемый К.Ч. подвержен истощению и устареванию. Возможности межиндивидуального преобразования капиталов ограничены и сводятся главным образом к финансовым вкладам родителей в образование детей. Связи на надындивидуальном уровне более очевидны: социальные связи и отношения в семье (социальный капитал), и финансовые инвестиции способствуют получению К.Ч., а накопленный К.Ч. ведет к приобретению социальных норм, толерантности и доверия (капитал социальный - ), а также к техническому прогрессу и росту экономического производства.
В отношении образования обычно различают общий и специфический К.Ч. Первый связан с получением универсальных навыков и знаний, повышающих шансы индивида на рынке труда, иногда в разных профессиональных областях. Его приобретают в основном в формальных образовательных институтах, открытых курсах и повседневных взаимодействиях. Под вторым понимают знания и умения, специфические для сектора или отрасли (напр., маркетинг или сельское хозяйство), отдельной организации или фирмы. Специфический капитал связан с социализацией внутри организации, приобретением полезных контактов, знакомством с организационным кодексом норм и рабочими секретами. Овладение им облегчает индивиду продвижение по служебной лестнице, получение прибавок и иных благ внутри данной организации. Кроме того, различают количественные и качественные аспекты К.Ч. Последние отражают качество и репутацию образовательного института, достигнутый технический прогресс.
Анализ, проведенный Г. Беккером, показывает устойчивую связь между образованием, измеренным в годах учебы в формальных заведениях, и последующими заработками. Превышение доходов выпускников колледжей над доходами выпускников школ во второй половине прошлого века в США составляло 40-60%, за исключением 1970-х, когда различия упали до 30% и вызвали тревогу социальных исследователей и экономистов (книга М. Фридмана "Сверхобразованные американцы"). Беккер показал, что при условии статистического контроля за расходами на образование (плата за обучение и отсроченная обучением возможность получать зарплату) и ряда социально-экономических переменных, экономические дивиденды К.Ч. остаются устойчиво высокими в рыночных обществах. Беккер распространил предположения теории К.Ч. на брачно-репродуктивное поведение. В частности, более образованные люди имеют более высокую рыночную стоимость и потому более придирчиво ведут себя на "рынке" женихов и невест, отсрочивая момент вступления в брак. Многие исследователи не находят эмпирического подтверждения подобным предсказаниям. Г.-П. Блоссфельд, используя анализ событийный , показал, что действительным предиктором времени вступления в брак является не накопленное образование, а сам факт занятости в учебных программах. Другими словами, более позднее создание семьи отражает рациональное биографическое решение получить образование и лишь затем заниматься другими делами.
Теория К.Ч. претендует на объяснение различий в доходах в связи с образованием и возрастом; связь безработицы с индивидуальным уровнем навыков и знаний; более частой смены мест работы и более интенсивное посещение курсов в начале трудовой биографии; патернализм в странах с отсутствием рыночных отношений. Тем не менее многие социологи и особенно экономисты настороженно относятся к теории К.Ч. в ее строгой формулировке. Дело в том, что теории строятся на не совсем реалистичных предположениях о совершенной конкуренции на рынках труда, взаимозамещаемости разных форм К.Ч. и равной доступности образовательной возможности для индивидов. Объективная и субъективная ценность образования также различна в разных странах, культурах и для разных поколений. Так, год, проведенный в университете, имел разную цену для поколения 1950-х и в настоящее время.
Понятийный аппарат теории К.Ч. используется международными организациями для мониторинга устойчивого развития наций. Устойчивость означает монотонный рост измеренных показателей. В качестве таковых используется 4 группы агрегированных индикаторов, по два для образования и здоровья. Исходные образовательные индикаторы для межстранового сравнения включают характеристики образовательной инфраструктуры, соотношение между студентами и преподавателями, качество и количество образовательных материалов; итоговые индикаторы - результаты стандартизованных тестов грамотности, доля населения, окончившего вузы, и т.д. Исходные показатели здоровья - количество докторов и койкомест на 1000 чел., доля населения, обслуживаемого государственной и страховой медициной, расходы на медицинские исследования, показатели экологии (качество воды) и стиля жизни (доля курящих); итоговые - взрослая и детская смертность, заболеваемость отдельными болезнями, ожидаемая продолжительность жизни, скорректированная на состояние здоровья населения.
Актуальными проблемами теории являются разработка показателей, сопоставимых во времени и по странам; включение в модели форм обучения, специфических для организаций; концептуализация неформальных средств приобретения К.Ч.
С.В. Сивуха
Источник: Социология: энциклопедия