КАПИТАЛИЗМА концепции

Найдено 1 определение
КАПИТАЛИЗМА концепции
научные теории, объясняющие закономерности возникновения и функционирования обществ, формации, основанной на частной собственности класса буржуазии на средства производства, эксплуатации наемных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. В совр. зап. социологии и экономике наибольший вклад в разработку К. к. внесли, в частности, М. Вебер, Веблен, Зомбарт, Ф. Визер, Гэлбрейт, Дж. Б. Кларк, Дж. Кейнс, Конт, Дж. Коммонс, Парето, Г. Минз, Смит, Милль, Шумпетер и др.
Теоретико-методологические основания К. к. заложили Смит, М. Вебер, Веблен. Для Вебера К. означал рациональность в наиболее концентрированном виде. Осн. факторами генезиса К., по Веберу, явл. не материальные, а духовные, напр., протестантская религия. Кальвинистское учение проповедует неустанный упорный труд, аскетическое поведение, благоразумие, к-рые ведут к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности. В историческом развитии К. Вебер выделяет несколько стадий и типов: политический К, К. парий, фискальный К. и совр. промышленный К., характерными чертами к-рого явл. фабричное производство и использование наемных рабочих.
Высокая степень рациональности капиталистической системы означает навязывание принудительных норм деятельности, обезличивание и рутинизацию повседневного труда. Развитие процессов рационализации неизбежно ведет к усилению роли бюрократических структур управления. С критикой тезиса Вебера о влиянии кальвинистской религии на становление К. как несогласующегося с историческими фактами выступил Л. Брентано. К. объяснялся им с т. зр. структуры рынка и трудового законодательства. У. К. Бюхера эволюция К. проходила через три стадии: семейного хоз-ва, городского хоз-ва и национальной экономики. К. к. подкреплялась у него анализом обширных сведений из области этнографии и антропологии. К., с т. зр. Бюхера, начинается только на высшей и последней стадии, когда производство товаров начало выходить за пределы города, охватывая национальный рынок. Согласно же Зомбарту, всякая плодотворная К. к. должна исходить из жизни духа. Европейский К. развивал характерные черты человеческого мышления и поведения, напр., стремление к конкуренции и достижению успеха, благоразумие и коммерческий расчет, жажду обогащения, наконец. Хотя духовное и культурное начало К. рациональны, как рациональны в своем отдельном проявлении и поступки индивидов, К. как система носит иррациональный характер. С одной стороны, децентрализация рынка, наличие системы прав, закрепленных в законах, и общепринятых моральных норм требуют развития либерализма и индивидуальной свободы. С др.— положение, при к-ром большинство управляется и контролируется меньшинством, неизбежно оборачивается авторитаризмом.
Функционирование капиталистического предприятия, по Зомбарту, приобретает самостоятельный характер, не зависящий от тех людей, к-рые его основали. Термин «предприятие» явл. полезным инструментом экономического и социол. анализа, отражающего объективную реальность, однако у Зомбарта он превращается всего лишь в мысленную конструкцию, существующую над и помимо материального мира. Позднее концепцию капиталистического предприятия или корпорации как самостоятельного социального ин-та, имеющего надындивидуальную природу, развивал в своих работах Дракер. Кроме представителей исторической школы, взгляды к-рых были рассмотрены выше, известный вклад в развитие К. к. внесли также сторонники институциональной школы. Веблен много внимания уделял критическому анализу состояния капиталистического об-ва, делая упор на изучение техники и привычки к труду. Борьбу за существование он рассматривал как борьбу за доходы и долю в прибавочном продукте об-ва. В его модели К. своекорыстие играет столь же важную роль, как и в концепции Рикардо. Он признавал наличие эксплуатации, вытекающей из стремления захватить возможно большую долю материального излишка, производимого об-вом. Человечество, согласно Веблену, прошло стадии ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. К., или совр. «денежное об-во», порождены случайным соединением таких факторов, как раса, развитие науки и техники, дух скептицизма и свободные ин-ты. Веблен обобщил эмпирический материал не только о раннем, но и о позднем К.— о переплетающихся? директоратах, холдинг-компаниях, и разводнении (распылении) акционерного капитала. На основании этого он пришел к выводу, что совр. сфера финансов, их корпораций представляет собой своего рода феодальный строй, при к-ром не участвующий в производстве магнат промышленности присваивает наибольшую долю его рез-тов. Парето, считая экономику прежде всего социальной наукой, рассматривал капиталистическое об-во через анализ борьбы социальных групп, мотивов и ценностей.
Развивая нек-рые идеи Макиавелли, он делил капиталистическое об-во на массы и правителей, а источник его развития видел в борьбе между группировками элиты за обладание властью. Разрабатывая экономическое обоснование К., Парето выдвинул концепцию «максимальной полезности», к-рая может быть реализована лишь в условиях свободной конкуренции, — концепцию равновесия между потребностями людей и ограниченными возможностями их удовлетворения. Наиболее значительный вклад он внес в анализ проблемы распределения доходов, открытое им соотношение доходов именуется «законом Парето». В концепции Шумпетера К. прогрессирует благодаря непрерывным нововведениям и изобретениям. Эти понятия — не тождественны, изобретение явл. технологическим фактором, а нововведение (Инновации) — категорией предпринимательской деятельности, т. е. представляет собой экономический и социальный феномен. В нововведении участвуют широкие массы людей, в рез-те чего изменяются решающие факторы экономики.
Осн. факторами, усиливающими активность капиталистической экономики, Шумпетер считал изменения во вкусах людей, в методах производства и доставки товаров. И хотя до сих пор К. технически функционировал вполне успешно, в будущем он, по мн. Шумпетера, споткнется на своих внутр. противоречиях. Причины гибели К., по Шумпетеру, кроются не в экономике, а в образе мыслей людей, определяющих его культурную надстройку. Все позднейшие социол. учения имели дело гл. обр. с новейшей стадией К., империализмом и назывались уже не К. к., а учением о постиндустриальном обществе, посткапиталистическом об-ве и т. п. Г. В. Осипов, А. И. Кравченко

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
301.23 кб

Когнитивный капитализм как новая социально-экономическая концепция

Даниелян Наира Владимировна
Рассматривается проблема усиления роли научного знания при переходе к «обществу знания», в котором движущей экономической силой становится производство знания.
Читать PDF
235.94 кб

Идеи либерального капитализма и экономика любви в концепции Бенедикта XVI

Витер Дмитрий Владимирович
Рассматриваются вопросы развития социально-политической концепции папы Бенедикта XVI в связи с трансформацией экономических идей, возникающей в результате критического осмысления либерального капитализма, противоречий между капита