КАРЕЕВ Николай Иванович
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
1850-1931) - русский историк и социолог. Об-во для К. - "надорганическая среда" - сложная система психич. и практич. взаимодействий личностей" к-рой выделяются культурные группы и соц. организация. Первые складываются под воздейст вием привычки, подражания и воспитания на основе представлений, настроений и стремлений членов об-ва и изучаются индивидуальной психологией, тогда как соц. организация связана соц. формами и ин-тами, является продуктом коллективной психологии и предметом исследований социологии. Социология изучает истории, жизнь аналитически, устраняя из нее все случайное и индивидуальное; она фиксирует новое в жизни об-ва, формулирует соц. законы, тогда как механизм возникновения нового в об-ве вскрывает теория историч. процесса. Суть теории прогресса, согласно К., - идея самоосвобождения личности от подчинения "надорганической среде" при помощи критич. мысли. Соч.: Основные вопросы философии истории. СПб., 1883; Введение в изучение социологии. СПб., 1897; Общие основы социологии. Пг., 1919. А.И. Черных
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Лит.: 1) Голосенко И.А. Основоположник русской традиции историко-критического анализа социологических учений // Социологические исследования. 1985. Na 3; 2) Золотарев В.П. Николай Иванович Кареев (1850-1931) // Новая и новейшая история. 1992. № 4; 3) Новиков Н.В. Субъективный синтез Н.И. Каре-ева//Вопросы философии. 1996. Na 7. Г.П. Зинченко
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Основные работы по социологии и теории истории: "Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт. 1-3, 1883-1890); "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889); "Историко-философские и социологические этюды" (1895); "Старые и новые этюды об экономическом материализме" (1896); "Введение в изучение социологии" (1897); "Историка. Теория исторического знания" (1913); "Историология. Теория исторического процесса" (1915); "Общие основы социологии" (1919) и др.
К. создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние "первого" позитивизма, а также Лаврова и Михайловского . Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К. рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или "историка") и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (номологическая наука). Согласно идеям школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса.
В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них. Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды; в любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е. необходимо встать на этико-субъективную точку зрения (философия истории есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации". Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли. Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия