КАРНАВАЛ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КАРНАВАЛ
вид народного праздника с уличными шествиями, театрализованными играми, маскарадами и пр.; появился в Италии в XIII в., был приурочен к празднованию масленицы, после которой начинался Великий пост.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

КАРНАВАЛ
carnival) — исторические формы социального ритуала, которые допускают временную отмену социального порядка и в ходе которых нарушаются социальные нормы (например, сексуальные нравы) и подвергаются осмеянию богатство и власть. См. также Лиминальность; Бахтин; Обмен ролями.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Карнавал
Исторические формы социального ритуала, которые допускают временную отмену социального порядка. В ходе карнавалов нарушаются социальные нормы (например, сексуальные) и подвергаются осмеянию богатство и власть. Для социологии массовой коммуникации представляет интерес как социальное действие, где коммуникация подчиняется собственным нормам, характерным для ментальности народа, стереотипов, культуры, типа политического режима. [8].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Карнавал
carnival, итал. — прощание с мясом), праздник перед Великим постом, отмечаемый в рим.-католич. странах и общинах. Празднество — шествия, маскарады и театр, представления в обществ, местах — происходит между Крещением (6 янв.) и масленичным вторником перед Великим постом. Марди-Гра в Новом Орлеане — один из самых знаменитых К. Назв. по-франц. означает жирный вторник и относится к обычаю использовать до Великого поста все зимние запасы масла. Др. знаменитые К. устраиваются в Рио-де-Жанейро, Венеции и Тринидаде. В Сев. Америке К. называют также передвижную благотворительную ярмарку.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Карнавал
(от лат. carnalis – плотский и valeo – быть сильным, крепким, здоровым). Карнавал. Carnival. Праздник плоти. Рудименты первичной мифологии (язычества). К. связывается с праздником проводов зимы (масленицей). В современной культуре К. не всегда связывается с религиозными праздниками и давно приобрел светский характер. Например, в латиноамериканских католических странах, где карнавалы проводятся особенно пышно, и даже год делится на “до карнавала” и “после карнавала”, они практически институализировались и превратились в форму социального контроля. Окончание одного карнавала сразу становится поводом для подготовки и ожидания следующего, посредством чего гасится острота социальных проблем. Анализ К. дал основание для М. Бахтина даже ввести термин “карнавальная культура”.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

карнавал
1) по М.М. Бахтину – концепция бытия и народной смеховой культуры в её амбивалентности и артикуляции телесности: «разинутый рот, детородный орган, грудь, фалл, толстый живот, нос». К. представляет «как бы реальную» форму жизни, является «как бы временной приостановкой» действий официальной системы, смены большего времени временем малым. Подходы к интерпретации К., основанные на динамике смыслов в контексте нелинейности времени, его многообразия, ныне оказались востребованными для изучения текстов в различных культурах, прочтение которых сопровождается эффектом гротеска, культурных, временных и нормативных разрывов; 2) по З. Бауману – К. старого стиля давал шанс индивидуальным свободам, отрицаемым в повседневной жизни; функция К. в текучей современности «лежит в моментальной реанимации единства душ, которое впало в кому». - Литература: Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000; Его же. Эстетика словесного творчества; Карнавал // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001; Bauman, Z. Consumering Life. Cambridge: Polity Press, 2007.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.08 кб

Беншский карнавал в контексте нематериального культурного наследия

Моисеева Дарья Павловна
В статье масленичная традиция г. Бенша (Бельгия) рассматривается как нематериальное культурное наследие.
Читать PDF
325.36 кб

Карнавал в системе современного образования: от куматоида к лабиринту

Петрова Ольга Сергеевна
В статье рассмотрена такая актуальная проблема современного образования в эпоху его активных трансформаций, как поиск эффективной образовательной стратегии личности.
Читать PDF
68.62 кб

Карнавал в Барранкилья, Колумбия

Викторино Леонардо
Карнавал в городе Барранкилья в Колумбии второй из из самых посещаемых и известных карнавалов в Латинской Америке.
Читать PDF
68.89 кб

Советский карнавал: от политического шествия до «Праздника для народа»

Зеверт Даниэль
Статья посвящена истории карнавала в Советском Союзе. Карнавал использовался большевиками в качестве политического праздника. Даты и поводы для празднования менялись с течением времени.
Читать PDF
101.78 кб

Карнавал черных и белых

Викторино Леонардо
Карнавал черных и белых является самым важным праздником на юге Колумбии. Этот карнавал символизирует смешение рас между аборигенами, африканцами и испанскими колонистами.
Читать PDF
1.50 мб

Карнавал в Германии: традиция и современность

Кукушкина Е.Н.
Данная статья посвящена феномену карнавала в Германии.
Читать PDF
226.85 кб

Репрезентации карнавальных процессов в социальных медиа

Дукин Руслан Альбертович
В статье рассматривается феномен «карнавализации» в современной социологической интерпретации и применительно к такой форме коммуникации как социальные медиа.
Читать PDF
543.91 кб

ФЕНОМЕН "ДЕТЕЙ КАРНАВАЛА" КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ТРАНСЛЯЦИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВА КАРНАВАЛЬНЫХ ФОРМ

Лильеберг Р.Э.
В настоящем исследовании проанализированы факторы углубления процессов карнавализации социального пространства современного общества, последовательно рассмотрены и исследованы изменения и деформации процесса межпоколенческой транс
Читать PDF
106.26 кб

Карнавальная составляющая виртуального общения.

Савенкова Елена Владимировна
В статье рассматривается проблема виртуального общения через призму карнавальной культуры. Обнаруживаются как сходство, так и различие традиционного карнавала и виртуального сообщества.
Читать PDF
119.55 кб

Значения и свойства маски в карнавале и маскараде

Толшин Андрей Валерьевич
В статье рассматриваются универсалии маски как феномена культуры в явлениях карнавала и маскарада.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности культурного развития современности: феномен карнавализации

Загибалова М. А.
Рассмотрена роль феномена карнавализации в культуре как самоорганизующейся системе, который предстает в качестве значимого фактора социальнокультурной организации вусловиях кризиса
Читать PDF
298.68 кб

Освоение карнавальной культуры в пространстве уличного театра детьми младшего школьного возаста

Семенова Е. А.
В статье рассматривается такое малоизученное явление как "детская карнавальная культура".
Читать PDF
5.37 мб

Актуализация карнавальных процессов в период кризиса культуры (на примере субкультуры студенчества)

Семенова Е. А.
В статье рассматриваются понятие кризиса культуры, современное состояние развития культуры в ее праздничном, зрелищном и пограничном аспектах, потенциал студентов вузов искусства с точки зрения осмысления современных процессов кар
Читать PDF
506.63 кб

Виртуальная и карнавальная реальности в контексте культуры

Костина Н. П.
Посвящена сопоставлению феноменов виртуальной и карнавальной реальности, обоснованию их сходства в онтологическом, антропологическом и социокультурном аспектах.
Читать PDF
304.31 кб

Дожинки по-белорусски: от ритуала к карнавалу

Доманская Анастасия Игоревна
Дожинки (Дажынкi) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая.