КАРНАВАЛ
КАРНАВАЛ
вид народного праздника с уличными шествиями, театрализованными играми, маскарадами и пр.; появился в Италии в XIII в., был приурочен к празднованию масленицы, после которой начинался Великий пост.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
КАРНАВАЛ
carnival) — исторические формы социального ритуала, которые допускают временную отмену социального порядка и в ходе которых нарушаются социальные нормы (например, сексуальные нравы) и подвергаются осмеянию богатство и власть. См. также Лиминальность; Бахтин; Обмен ролями.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Карнавал
Исторические формы социального ритуала, которые допускают временную отмену социального порядка. В ходе карнавалов нарушаются социальные нормы (например, сексуальные) и подвергаются осмеянию богатство и власть. Для социологии массовой коммуникации представляет интерес как социальное действие, где коммуникация подчиняется собственным нормам, характерным для ментальности народа, стереотипов, культуры, типа политического режима. [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Карнавал
carnival, итал. — прощание с мясом), праздник перед Великим постом, отмечаемый в рим.-католич. странах и общинах. Празднество — шествия, маскарады и театр, представления в обществ, местах — происходит между Крещением (6 янв.) и масленичным вторником перед Великим постом. Марди-Гра в Новом Орлеане — один из самых знаменитых К. Назв. по-франц. означает жирный вторник и относится к обычаю использовать до Великого поста все зимние запасы масла. Др. знаменитые К. устраиваются в Рио-де-Жанейро, Венеции и Тринидаде. В Сев. Америке К. называют также передвижную благотворительную ярмарку.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Карнавал
(от лат. carnalis – плотский и valeo – быть сильным, крепким, здоровым). Карнавал. Carnival. Праздник плоти. Рудименты первичной мифологии (язычества). К. связывается с праздником проводов зимы (масленицей). В современной культуре К. не всегда связывается с религиозными праздниками и давно приобрел светский характер. Например, в латиноамериканских католических странах, где карнавалы проводятся особенно пышно, и даже год делится на “до карнавала” и “после карнавала”, они практически институализировались и превратились в форму социального контроля. Окончание одного карнавала сразу становится поводом для подготовки и ожидания следующего, посредством чего гасится острота социальных проблем. Анализ К. дал основание для М. Бахтина даже ввести термин “карнавальная культура”.
карнавал
1) по М.М. Бахтину – концепция бытия и народной смеховой культуры в её амбивалентности и артикуляции телесности: «разинутый рот, детородный орган, грудь, фалл, толстый живот, нос». К. представляет «как бы реальную» форму жизни, является «как бы временной приостановкой» действий официальной системы, смены большего времени временем малым. Подходы к интерпретации К., основанные на динамике смыслов в контексте нелинейности времени, его многообразия, ныне оказались востребованными для изучения текстов в различных культурах, прочтение которых сопровождается эффектом гротеска, культурных, временных и нормативных разрывов; 2) по З. Бауману – К. старого стиля давал шанс индивидуальным свободам, отрицаемым в повседневной жизни; функция К. в текучей современности «лежит в моментальной реанимации единства душ, которое впало в кому». - Литература: Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000; Его же. Эстетика словесного творчества; Карнавал // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001; Bauman, Z. Consumering Life. Cambridge: Polity Press, 2007.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.