КАСТЕЛЬС Мануэль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАСТЕЛЬС МАНУЭЛЬ
(р. 1942) Испанский социолог. Научную деятельность начинал в рамках социологии города. Основными работами, написанными в этом ключе, являются книга “Городской вопрос”, считающаяся одной из основ “новой социологии города”, и вышедшая в 1983 г. книга “Город и его обыватели”, посвященная сравнительному анализу городских общественных движений и сообществ. Начиная с 1983 г. К. обратился к изучению экономических и социальных трансформаций, вызванных внедрением информационных технологий.
В книге “Информациональный город” сосредоточил свое внимание на анализе вызванных информационными технологиями и реструктуризацией экономики США изменений в жизни городов. Современную культуру характеризует как “культуру реальной виртуальности”, культуру, детерминированную глобальными интерактивными электронными системами коммуникации. Изучает антиглобалистское движение, движение “зеленых”, антипатриархальные движения; поднимает вопросы кризиса государства и демократии. Работа К. “Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом” посвящена роли глобальной компьютерной сети Интернет в экономике и обществе XXI в.
В настоящее время занимается изучением национальных моделей информационного общества.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Кастельс Мануэль
родился в Испании, в начале своей карьеры занимался социологией урбанизации, создав концепцию информационального города. Однако широкую известность приобрел как крупнейший теоретик современного сетевого общества, в котором логика структур заменяется логикой сетевой структуры информационных потоков, что, по существу, знаменует утверждение новой социальной структуры. Как результат этого фундаментального процесса, возникает принципиально новая экономика - информациональный капитализм – и принципиально новая культура интернет-культура реальной виртуальности. Все эти и другие новые реалии начинают функционировать во вневременном времени.- Соч.: Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндуст риальная волна на Западе. Антология. M.: Academia, 1999; Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004; Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / пер. с англ. А. Калинина, Ю. Подороги. М.: Логос, 2002 (в соавторстве с П. Химанен); Castells, Manuel. The Urban Question. A Marxist Approach. London, Edward Arnold, 1977; City, Class and Power. London; New York, MacMillan: St. Martins Press, 1978; The Economic Crisis and American Society. Princeton, NJ.: Princeton University Press, 1980; The City and the Grassroots: A Cross-cultural Theory of Urban Social Movements. Berkeley: University of California Press, 1983; The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. Oxford: Blackwell, 1989; The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996; Volume II: The Power of Identity. Oxford: Blackwell, 1997; Volume III: End of Millennium. Oxford: Blackwell, 1998; The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford University Press, 2001; The Information Society and the Welfare State: The Finnish Model. Oxford: Oxford University Press, 2002 (co-author, Pekka Himanen); The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 2004; The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar, 2004 (editor and co-author); The Network Society: From Knowledge to Policy. Center for Transatlantic Relations, 2006 (co-editor); Mobile Communication and Society: A Global Perspective. MIT Press, 2006 (co-author); The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume I: The Rise of the Network Society. Second edition. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. - Литература: Уэбстер Ф. Информациональный капитализм: Мануэль Кастельс //Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004; Baert, P., Silva, F.C. de. Social Theory in the Twentieth Century and Beyond. Cambridge: Polity Press, 2010.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Кастельс Мануэль
р. 1942) - американский социолог и экономист. Родился в Испании. В 1958-1962 изучал экономику и право в Университете Барселоны. Будучи активистом движения против диктатуры Франко, вынужден был бежать в Париж. В 1964 окончил Сорбонский университет (факультет экономики и права) . В 1967 защитил в Парижском университете докторскую диссертацию, основанную на статистическом анализе стратегий размещения промышленных предприятий парижского региона. С 1979 - профессор Калифорнийского университета. В 1988-1993 - профессор и директор Института социологии и новых технологий Мадридского университета. В 1994-1998 - председатель Центра западноевропейских исследований Калифорнийского университета. В 2000-2001 - член Совета ООН по информационным и коммуникационным технологиям и глобальному развитию. Был награжден премиями имени Райта Миллса (1983), Роберта и Елены Линд (1998). Основные сочинения: «Городской вопрос» (1972); «Город и его обыватели» (1983); «Информациональный город» (1989); трилогия «Информационное общество: экономика, общество и культура» (том 1 – «Подъем сетевого общества», 1996; том 2 – «Власть идентичности», 1997; том 3 – «Конец тысячелетия», 1998); «Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом» (2001) и др. Свою научную деятельность К. начинал в рамках социологии города. Основными работами, написанными в этом ключе, являются «Городской вопрос», считающаяся одной из основ «новой социологии города», и вышедшая в 1983 «Город и его обыватели», посвященная сравнительному анализу городских общественных движений и сообществ. Начиная с 1983 К. обратился к изучению экономических и социальных трансформаций, вызванных внедрением информационных технологий. В книге «Информациональный город» К. сосредоточил свое внимание на анализе вызванных информационными технологиями и реструктуризацией экономики США изменений в жизни городов. Конечным результатом исследований К. в данной области, длившихся в течение 15 лет, стала трилогия «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». «Подъем сетевого общества», первая часть работы, рассматривает новую экономику и культуру. Современная экономика, по К., характеризуется т.наз. информациональным способом производства, основной источник производительности которого «заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации», в воздействии «знания на само знание». Также ей свойственны глобальность, децентрализация, переход от массового производства к производству гибкому, сетевая структура предприятий и новые, гибкие формы занятости (включая удаленную работу). Современную же культуру К. характеризует как «культуру реальной виртуальности», культуру, детерминированную глобальными интерактивными электронными системами коммуникации. Как он пишет, «это - система, в которой сама реальность… полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом». Эта среда способна «охватывать и интегрировать все формы выражения, так же как и разнообразие интересов, ценностей и воображения». У нее своя структура и логика. Основной культурной борьбой в новом обществе, по мнению автора, вскоре станет борьба за включение в эту интегрированную коммуникационную систему. Эту идею К. развивает во «Власти идентичности», второй части трилогии, посвященной проблеме идентичности в сетевом обществе. Он выделяет три формы коллективных идентичностей: легитимирующие идентичности, конструируемые доминирующими социальными институтами с целью расширения и упрочения своего влияния, идентичности сопротивления, конструируемые социальными акторами, находящимися в оппозиции по отношению к доминирующему в обществе мышлению, и проектные идентичности, конструируемые на основе какого-либо культурного материала с целью изменения всей социальной структуры. Все они, в той или иной степени, выступают в качестве защитных реакций, направленных против фундаментальных угроз третьего тысячелетия: глобализации, сетевых структур и кризиса патриархальной семьи. Основываясь на этом тезисе, К. последовательно рассматривает антиглобалистское движение, движение «зеленых», антипатриархальные движения. Также он поднимает вопросы кризиса государства и демократии. «Конец тысячелетия», последний том трилогии, подводит итог всего труда. В нем рассматриваются наиболее значимые явления последних лет: развал СССР, глобализация криминальной экономики, объединение Европы и «становление четвертого мира», т.е. сетевой информациональной экономики. Последняя работа К. – «Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом» - посвящена роли глобальной компьютерной сети Интернет в экономике и обществе 21 в. В настоящее время К. занимается изучением национальных моделей информационного общества.

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

Кастельс Мануэль
(Castells Manuel, Кастэльс Мануэль) (р. 1942) — американский социолог испанского происхождения. В начале своей академической карьеры занимался проблемами урбанистики, преподавал социологию города в парижской Высшей школе социальных наук. На данный момент считается одним из крупнейших специалистов в мире по теории информационного общества. С 1979 г. — профессор Калифорнийского университета (Беркли) и руководитель Института исследований стран Западной Европы. В 1988-1994 гг. — директор Института социологии новых технологий при Автономном университете (Мадрид). В качестве приглашенного профессора читал лекции в университетах Женевы, Монреаля, Мехико, Амстердама, Токио, Бостона, Гонконга, Сингапура и др. Основные сочинения: «Городской вопрос» (1972), «Город и его обыватели» (1983), «Информациональный город» (1989), «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1996–1998), «Галактика интернет. Размышления об интернете, бизнесе и обществе» (2001). «Информационная эпоха» считается главным трудом Кастельса, подводящим итог его многолетним исследованям. Эта трехтомная монография посвящена анализу особенностей формирования нового цивилизационного уклада как результата распространения и возрастания роли информационных технологий в современном мире. На основе экономических и социологических исследований, анализа международных статистических данных Кастельсу удалось создать теорию, которая позволяет выявить и оценить на макроуровне фундаментальные последствия «информационной революции», в конце ХХ — начале ХХI вв. охватившей и значительно преобразовавшей практически все сферы человеческой деятельности. Новые ИКТ являются не просто инструментом, но и стимулом для творчества, в силу чего постепенно стирается грань между создателями и потребителями, которые теперь могут пользоваться одними и теми же ресурсами (как в случае с интернетом). Отсюда следует новое соотношение между процессами создания и обработки символов (культурные традиции) и способностью производить и распределять товары и услуги (производительные силы). Впервые в истории человеческая мысль становится не просто определенным элементом производственной системы, но реальной производительной силой, что создает предпосылки для возникновения и развития экономики нового типа, которая именуется Кастельсом не информационной, но «информациональной» и «глобальной». В ней производительность и конкурентоспособность агентов зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. При этом основные виды экономической деятельности — такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (труд, сырье, капитал, информация, технологии) — организуются в глобальном масштабе в форме разветвленной сети, связывающей социальных агентов. При этом Кастельс подчеркивает, что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь в рамках этой глобальной сети, позволяющей организовать управление и распределение транснациональных информационных, финансовых и миграционных потоков. Как следствие, возникает специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям генерирование, обработка и передача информации становятся основными источниками опыта и власти, включая объекты и практика повседневной жизни. В итоге определяющей характеристикой информационального общества становится сетевая логика его базовой структуры, что придает ему черты «сетевого общества» (''network society''). По Кастельсу, еще далеко не все социальные измерения и институты следуют логике сетевого общества — подобно тому как индустриальные общества в течение долгого времени включали многочисленные доиндустриальные формы человеческого существования. Но уже в конце ХХ века большинство обществ информационной эпохи с различной интенсивностью оказались охвачены повсеместной логикой сетевой организации своей жизни, постепенно абсорбирующей предыдущие социальные формы. Эти преобразования приводят к значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры «реальной виртуальности». В последующий период своего творчества Кастельс применяет модель информационного / информационального общества конкретному материалу и подробно рассматривает изменения в организации производства, повседневной культуре, городской жизни и мировой политике.
Литература Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. Castells М. The City and the Grassroots: A Cross-cultural Theory of Urban Social Movements. Berkeley: University of California Press, 1983. Castells М. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring and the Urban Regional Process. Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell, 1989. Castells М. Communication power. Oxford, New York: Oxford University Press, 2009. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016