Категория вежливости

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАТЕГОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ
Лингвопрагматическая и лингвокультурная категория, являющаяся одним из объектов изучения речевого этикета, изучаемая в прагматике, социолингвистике, культуре речи. Стратегия языкового поведения, заключающаяся в выражении доброжелательного отношения к человеку; составляющими категории вежливости являются: 1) стратегии поведения; 2) речевые стратегии; 3) набор речевых актов (устойчивые речевые формулы, клише). Р. Браун и С. Левинсон выделяют: 1) позитивную вежливость, заключающуюся в выражении солидарности говорящего со слушающим и заинтересованности в адресате; 2) негативную вежливость, связанную с предоставлением собеседнику свободы действий, с уважением его автономности; к негативной вежливости близка стратегия вуалирования – стремление избежать навязывания собеседнику своей позиции.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Категория вежливости
Стратегия поведения, которая заключается в выражении доброжелательного, положительного отношения к человеку. Ее составляющими являются ряд стратегий поведения, речевых стратегий и набор речевых актов, выражающих эти стратегии (в т.ч. устойчивые речевые формулы и клише). Иногда выделяют позитивную и негативную вежливость (Р. Браун, С. Левинсон):
-позитивная вежливость заключается в выражении солидарности говорящего со слушающим и заинтересованности в адресате.
-негативная вежливость - предоставление собеседнику свободы действий, уважение его «автономности». К негативной вежливостиблизки так называемые стратегии вуалирования - избегание навязывания собеседнику своей позиции. К.в. - лингвопрагматическая и лингвокультурная категория. Является частью категории речевого этикета. Изучается в прагматике, социолингвистике, этнолингвистике, культуре речи.
-речевой этикет
См. также: Речевое поведение, Речевой этикет

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)