этносословные группы, субэтнос в составе русского и некоторых других народов. Происхождение этнонима «казак» окончательно не выяснено. В тюркских языках «казак» — вольный или независимый человек. В XV-XVI вв. так называли людей, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые служили разведчиками или охраняли границы Руси, Литвы, Польши, Ногайской орды. Нестабильность их организации, частые смены мест обитания не позволяют установить точное время сложения казачьих общин — предшественников будущих казачьих войск на Тереке, Дону и Яике. Достоверно известно, что донское и гребенское казачество сформировалось в середине XVI в.; общины терских и яицких К. возникли во 2-й половине XVI в. К этому же времени относятся сведения о волжских К., но они не создали своего войска и позже вошли в состав донского, яицкого и терского казачества. Казачьи общины быстро росли за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода и пр.
Состав казачьих войск в XVII-XVIII вв. был неоднороден. Этническое ядро составляло восточнославянское население из разных районов европейской части России и Украины. В социальном плане среди К. преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостного гнета. Процесс формирования казачества в особое военнослужилое сословие, начатый в конце XVII в., завершился в XIX в. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило К. от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. К. пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи и др. Древней привилегией было получение царского жалованья. Главной обязанностью К. была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия), С начала XVIII в. военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Кроме военной службы, охраны границ К. несли дорожную и почтовую, ремонтную повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов и пр.
В XVIII в. К. привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала, участвовали в ликвидации царизмом Запорожской Сечи и других мероприятиях. В XIX в. на казачество были возложены охранные функции, в т. ч. подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. К. участвовали почти во всех войнах XVIII — начала XX в.; казачья конница использовалась во многих знаменитых операциях русской армии, в частности в Отечественной войне 1812 г. Накануне революции 1917 г. существовало 11 казачьих войск
Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Таким же статусом обладали Иркутский и Енисейский конные полки. Численность населения в казачьих войсках на 1 января 1913 г. — 9029 тыс. человек, из них воинское сословие- 4165 тыс. человек, или 46,1%. В этнографическом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие — конкретными историческими, географическими и этническими факторами. В составе большинства казачьих войск доминировали русские, украинцы были в Донском, Кубанском, Оренбургском и Сибирском войсках. Среди К. были представители народов Кавказа, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, армяне, башкиры, мордва, буряты и др.). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах периода формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны материального быта и систему жизнеобеспечения в целом. Особенности происхождения и сословного положения отразились на самосознании казачества. Для исторической памяти характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни всех К. Вторым по важности компонентом самосознания является представление о личной свободе К. и независимости всего войска, традиционная организация которого считалась гарантом свободы и всеобщего равенства. Особое место занимают представления о казачьих традициях, среди них выделяются свободолюбие, преданность военному долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др. Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, правами и привилегиями обязанное монарху, видело себя в числе первых защитников царской власти. В то же время казачеству было присуще двойственное отношение к правительству и монарху. Оппозиция к центру, отдаленность от него, длительное отстаивание своей независимости также повлияли на его самосознание.
Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч К. в 1917-1920 гг. В последовавших после гражданской войны расказачиваниии, раскулачивании и в ходе политических репрессий сотни тысяч К. стали жертвами. Разрушение традиционного уклада хозяйственной жизни и быта казачества было вызвано также социальными процессами, которые происходили в стране после Октябрьской революции.
С 1989 г. начали создаваться общественные организации, целью которых провозглашалось возрождение казачества. Союзы К., землячества, историко-культурные общества и съезды (круги) К. выдвигали главными требованиями реабилитацию казачества, возрождение традиционной (общинной) системы землепользования и хозяйствования, самоуправления и др. Для многих общественных организаций К. характерно стремление воссоздать структуру казачьего войска и органов власти, иерархию военных чинов, наградную систему, знаки отличия и др.
0.00 байт
Развитие языкового чутья в процессе обучения (на материале повести Л. Н. Толстого «Казаки»)
В статье рассматривается ядерная лексическая единица «смеяться», семантика которой меняется в зависимости от периферийного поля, соответствующего лексеме.