КАЗАКИ

Найдено 1 определение
КАЗАКИ
этносословные группы, субэтнос в составе русского и некоторых других народов. Происхождение этнонима «казак» окончательно не выяснено. В тюркских языках «казак» — вольный или независимый человек. В XV-XVI вв. так называли людей, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые служили разведчиками или охраняли границы Руси, Литвы, Польши, Ногайской орды. Нестабильность их организации, частые смены мест обитания не позволяют установить точное время сложения казачьих общин — предшественников будущих казачьих войск на Тереке, Дону и Яике. Достоверно известно, что донское и гребенское казачество сформировалось в середине XVI в.; общины терских и яицких К. возникли во 2-й половине XVI в. К этому же времени относятся сведения о волжских К., но они не создали своего войска и позже вошли в состав донского, яицкого и терского казачества. Казачьи общины быстро росли за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода и пр.
Состав казачьих войск в XVII-XVIII вв. был неоднороден. Этническое ядро составляло восточнославянское население из разных районов европейской части России и Украины. В социальном плане среди К. преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостного гнета. Процесс формирования казачества в особое военнослужилое сословие, начатый в конце XVII в., завершился в XIX в. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило К. от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. К. пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи и др. Древней привилегией было получение царского жалованья. Главной обязанностью К. была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия), С начала XVIII в. военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Кроме военной службы, охраны границ К. несли дорожную и почтовую, ремонтную повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов и пр.
В XVIII в. К. привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала, участвовали в ликвидации царизмом Запорожской Сечи и других мероприятиях. В XIX в. на казачество были возложены охранные функции, в т. ч. подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. К. участвовали почти во всех войнах XVIII — начала XX в.; казачья конница использовалась во многих знаменитых операциях русской армии, в частности в Отечественной войне 1812 г. Накануне революции 1917 г. существовало 11 казачьих войск
Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Таким же статусом обладали Иркутский и Енисейский конные полки. Численность населения в казачьих войсках на 1 января 1913 г. — 9029 тыс. человек, из них воинское сословие- 4165 тыс. человек, или 46,1%. В этнографическом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие — конкретными историческими, географическими и этническими факторами. В составе большинства казачьих войск доминировали русские, украинцы были в Донском, Кубанском, Оренбургском и Сибирском войсках. Среди К. были представители народов Кавказа, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, армяне, башкиры, мордва, буряты и др.). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах периода формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны материального быта и систему жизнеобеспечения в целом. Особенности происхождения и сословного положения отразились на самосознании казачества. Для исторической памяти характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни всех К. Вторым по важности компонентом самосознания является представление о личной свободе К. и независимости всего войска, традиционная организация которого считалась гарантом свободы и всеобщего равенства. Особое место занимают представления о казачьих традициях, среди них выделяются свободолюбие, преданность военному долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др. Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, правами и привилегиями обязанное монарху, видело себя в числе первых защитников царской власти. В то же время казачеству было присуще двойственное отношение к правительству и монарху. Оппозиция к центру, отдаленность от него, длительное отстаивание своей независимости также повлияли на его самосознание.
Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч К. в 1917-1920 гг. В последовавших после гражданской войны расказачиваниии, раскулачивании и в ходе политических репрессий сотни тысяч К. стали жертвами. Разрушение традиционного уклада хозяйственной жизни и быта казачества было вызвано также социальными процессами, которые происходили в стране после Октябрьской революции.
С 1989 г. начали создаваться общественные организации, целью которых провозглашалось возрождение казачества. Союзы К., землячества, историко-культурные общества и съезды (круги) К. выдвигали главными требованиями реабилитацию казачества, возрождение традиционной (общинной) системы землепользования и хозяйствования, самоуправления и др. Для многих общественных организаций К. характерно стремление воссоздать структуру казачьего войска и органов власти, иерархию военных чинов, наградную систему, знаки отличия и др.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Развитие языкового чутья в процессе обучения (на материале повести Л. Н. Толстого «Казаки»)

Муртазаева Тасмина Казимовна, Омарова Людмила Расуловна
В статье рассматривается ядерная лексическая единица «смеяться», семантика которой меняется в зависимости от периферийного поля, соответствующего лексеме.
Читать PDF
0.00 байт

Способы и образы самоидентификации донских казаков

Рыблова Марина Александровна, Рвачева Ольга Владимировна
В статье предпринят анализ способов, форм и образов самоидентификации донских казаков с момента появления на Дону их сообществ до настоящего времени.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 057. Казакевич Л. И. Международно-правовая деятельность организации объединенных наций в с

Алферов О. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Роль молодежи в возрождении казачества в регионах традиционного проживания казаков: социологическое

Астанкова Елена Николаевна, Мезенцева Екатерина Викторовна
Проведено социологическое исследование роли казачества на региональном уровне с точки зрения молодежи. Предложены мероприятия по созданию благоприятной среды для вовлечения молодежи в казачество.
Читать PDF
0.00 байт

«Быть или не быть казаком?»: казачья смена на форуме Селигер через призму социальной драматургии Ирв

Кошкарева Полина Александровна
Рассматривается современное казачество с точки зрения социальной драматургии Ирвинга Гофмана. Иллюстративным кейсом выступает казачья смена на форуме «Селигер», участие в которой принимал автор летом 2014 г.
Читать PDF
0.00 байт

Методология исследования идентичности казаков в контексте концепции социального конструктивизма

Филимонов Андрей Викторович
В статье предлагается разработка конструктивистского подхода к анализу исследований российского казачества.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма

Пахарь В.В.
Научная статья «Педагогические патриотические традиции казаков Оренбуржья как основа социального туризма» направлена на решение социально-педагогической проблемы преодоления девиантного поведения детей и подростков средствами соци
Читать PDF
0.00 байт

Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных ритуально-обрядовых традициях

Григорьев Анатолий Федорович, Толстокоров Евгений Стефанович
В статье на основе анализа научных и этнографических материалов выявляется специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных ритуально-обрядовых традициях
Читать PDF
0.00 байт

Концепция этнической картины мира гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье сформулированы основные тезисы авторской концепции этнической картины мира гребенских казаков, которая была разработана в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора культурологи.
Читать PDF
0.00 байт

Роль текстов культуры в диалоговом общении кубанских казаков и адыгов

Бобрикова Жанна Евгеньевна
статья раскрывает особенности культурного диалога между кубанскими казаками и адыгами. По мнению автора, который является своеобразной формой культурного текста современности.
Читать PDF
0.00 байт

Культура, народное творчество, традиции (на материале традиций и обычаев кубанских казаков)

Мальцева Людмила Валентиновна
В статье поднимается проблема изучения культуры, традиций, народного творчества казаков на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Изучения обрядов и фольклора, который был у казаков.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт реки Терек в фольклорном сознании гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье осуществлен анализ концепта реки Терек, которая, будучи главным индикатором духовной, материальной культуры и экономического развития гребенских казаков, сыграла определяющую роль в формировании их этнической картины мира