КАЗАНОВА Жозе
КАЗАНОВА Жозе
(р. 1951) - американский социолог, исследователь религии, профессор факультета социологии и антропологии Джорджтаунского университета. Родился в Испании, учился в семинарии Метрополитано (Сарагоса). Окончил магистратуру по теологии в Инсбрукском университете (Австрия). Изучал социологию в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк), где впоследствии защитил докторскую диссертацию (1982) и работал в разных должностях на социологическом факультете (1987-2007). Неоднократно приглашался для чтения лекционных курсов в различные университеты США, ФРГ, Австрии, Венгрии. Возглавляет Центр программ изучения взаимоотношений религии и светских институтов в условиях глобализации (Беркли, США). Ведущими темами его исследований по социологии религии являются секуляризация, плюрализм религиозный, феномен публичной религии, этнорелигиозность, положение меньшинств религиозных в современном мире. Работы К. в конце 1970-х и в 1980-е годы были посвящены преимущественно социологическому анализу изменений положения и роли традиционных организаций религиозных (прежде всего католических) в условиях происходивших социокультурных трансформаций (демократизации и модернизации обществ, растущей секулярности, конкуренции со стороны новых религиозных движений и др.). Обобщение сделанных выводов дало ему основание для разработки в 1990-е годы собственной концепции секуляризации. Согласно его трактовке, секуляризация проявляется в трех основных процессах: 1) во все большем упадке религиозных верований и уменьшении масштабов действий религиозных в развитых обществах под влиянием социального и научно-технического прогресса; 2) в переходе от строгих и обязательных институализированных форм к индивидуализации и приватизации религии, что связывается с распространением демократических и либеральных ценностей; 3) в функциональной дифференциации светской сферы (государство, экономика, наука и пр.) со сферой действия религиозных норм и предписаний (практики религиозные, ассоциированная с религией общественная мораль, внутренний духовный мир личности). Совокупно эти процессы образуют такое содержание секуляризации, которое не может рассматриваться исключительно как положительное или отрицательное. Среди последствий секуляризации возможны как свобода религиозного выбора (религиозный плюрализм), так и утрата устойчивых моральных ориентиров общества (так называемый секуляризм). Уточняя эту концепцию, К. неоднократно обращался к данным эмпирических сравнительных исследований современной религиозности в различных регионах мира. Эти данные и собственные наблюдения К. были использованы в его труде «Публичные религии в современном мире» (1994), где он высказал и обосновал сомнение в глобальности и необратимости секуляризационных процессов. Предметом размышления, в частности, стало заметное повышение уровня религиозной самоидентификации населения в странах, где до недавнего прошлого отмечались стагнация или упадок религии. В то же время вновь обретенная религиозная принадлежность явно расходилась с необходимыми признаками исповедания того или иного религиозного учения (с верой в сверхъестественное, совершением предписанных учением религиозных действий), проявляясь преимущественно в актах публичного поведения, в отождествлении религии с этническими и культурными традициями. Тем не менее, как полагал К., можно говорить о своего рода «возврате к священному», особенно если не сводить объекты религиозного отношения только к предметам почитания традиционных религий. В исследованиях на рубеже 1990-х и 2000-х годов К. провел сравнительный анализ религиозной ситуации, сложившейся после распада СССР и социалистической системы, и положения в странах «западного мира», где формируются обширные диаспоры последователей нехристианских вероисповеданий. Этот анализ привел его к выводу о существовании различных паттернов секуляризации и ее «нелинейном» характере. Различия обнаруживаются не только между обществами Запада и Востока, но и внутри этих обществ. По мнению К., в «чистом» виде секуляризация может рассматриваться только как продукт западноевропейской истории. Для современной Европы это уже не всегда обязательное состояние, во всяком случае, упадок религиозности и приватизация религии не носят необратимого характера. Наиболее влиятельным фактором, существенно меняющим религиозную жизнь человечества, К. считает глобализацию. Точно определить ее последствия для религии еще невозможно. Такие разные явления, как модернизм религиозный или же фундаментализм религиозный, приобретают транснациональный характер. Под влиянием массовых миграций некоторые религиозные меньшинства становятся заметной силой в странах своего пребывания, при этом не испытывая потребности в культурной интеграции и противопоставляя себя автохтонному населению. Для удовлетворительного объяснения этих явлений уже не подходят ни «европоцентричная» модель секуляризации, ни «американоцентричная» модель гражданской религии, равно как и многие другие прежние подходы, особенно если исследуются общества с преобладанием исламской, буддийской и других религиозных традиций. Модернизация этих обществ вполне успешно проходит не только при сохраняющемся высоком уровне религиозности, но и без жесткого размежевания светских и традиционных религиозных институтов. Все эти обстоятельства ставят социологию религии перед задачей выработки новой парадигмы изучения и объяснения религии в меняющемся мире.
Источник: Социология религии. Словарь.