Кино
Кино
Кіно. Cinema. Институт социализации и элемент в инфраструктуре культуры, осуществляющий свое влияние на сознание зрителей путем наглядного представления действий и поведения людей, имеющих различную психику, социальный статус, общий культурный уровень, образование и прочее, в различных жизненных ситуациях. В отличие от театра, К. – разновидность экранной культуры, движущаяся фотография. Преимущество К. в том, что оно имеет возможность практически мгновенной и безграничной смены “декораций”, места и времени протекания события и при помощи этого установления пространственно-временных ассоциативных связей. См. также Экранная культура. Будучи синтетическим искусством, кино формирует свою аудиторию, ее специфические художественные вкусы, которые, в свою очередь, обусловливают и характер самого кино, выбор аудиторией репертуара и т. д. Единство литературного текста, чувственно воспринимаемая и выстроенная художником панорама изображаемого явления, оттеняющая характер всего происходящего на экране и тем задающая определенный эмоциональный настрой, музыкальная ритмика – все это создает возможность для весьма эффективного влияния на чувства и настроения, ценностные ориентации и прочее. Учет подобных практически неограниченных возможностей влияет на определение репертуарной политики кинопроката, выбор сюжетов для кинопроизводства и т.д. К. – одно из самых массовых искусств. Оно превратилось в важнейший элемент инфраструктуры массовой культуры. Бесконечные низкопробные сериалы “из жизни”, притягивая к себе зрителей, формируют массовые стереотипные художественные вкусы, направленные на культивирование умиротворенности и снятие агрессии. См. также Культовое кино и Социология кино.
Кино
(др. – греч. Kivppa – движение) Собирательное понятие, объединяющее художественные (игровые), документальные (неигровые) и анимационные фильмы, систему их создания и распространения, а также соответствующий вид изобразительного искусства и род профессиональной деятельности. В ряде случаев в качестве синонима выступает ранее сложившийся термин «кинематография». В традиционном понимании кино как система создания и распространения фильмов включает три основных звена: кинопроизводство, кинопрокат и кинопоказ. Под кинопоказом подразумевается демонстрация картин (лент) как в кинотеатрах (кинозалах), так и в эфире телевизионных каналов. Экономическая модель заключается в том, что кассовые сборы сочетаются с платежами со стороны телевещателей. Отдельной формой дистрибуции киноконтента пока также является тиражирование и продажа единиц кинопродукции на носителях (кассетах, дисках), предназначенных для индивидуального просмотра. В настоящее время наиболее активно развивающейся формой кинодистрибуции становятся онлайн‑кинотеатры (ОТТ‑сервисы), использующие различные комбинации инструментов монетизации (SVOD, TVOD, AVOD). Важную роль в продвижении картин играют профессиональные кинорынки, а также национальные и международные кинофестивали. Все фильмы, включая анимационные, подразделяются по формату на полнометражные и короткометражные. В художественном кино действует специальная жанровая классификация (драма, мелодрама, боевик, вестерн, триллер, комедия, фантастика и др.), для всех картин приняты системы прокатных категорий (по возрасту зрителей). Термином «блокбастер» обозначаются массовые коммерчески успешные фильмы, термином «авторское кино» – образцы высокого киноискусства, адресованные ограниченной аудитории. В широком понимании к кино также относятся такие художественные аудиовизуальные произведения, как телевизионный сериал и многосерийный телефильм, изначально предназначенные для демонстрации в эфире и размещения на онлайн‑платформах. Отнесение к кино любых документальных телевизионных проектов является спорным.
Литература Брессон Р. Заметки о кинематографе. – М.: Rosebud Publishing, 2017. Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015. Новейшая история отечественного кино: 1986–2000: в 7 т. – М.: Сеанс, 2001–2004. Разлогов К. Э. Мировое кино: история искусства экрана. – М.: Эксмо, 2013. Российская киноиндустрия – 2018. Аналитическое исследование. – М.: Фонд кино, 2019. Эйзенштейн С. М. Монтаж. – М.: Музей кино, 2000.
Литература Брессон Р. Заметки о кинематографе. – М.: Rosebud Publishing, 2017. Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015. Новейшая история отечественного кино: 1986–2000: в 7 т. – М.: Сеанс, 2001–2004. Разлогов К. Э. Мировое кино: история искусства экрана. – М.: Эксмо, 2013. Российская киноиндустрия – 2018. Аналитическое исследование. – М.: Фонд кино, 2019. Эйзенштейн С. М. Монтаж. – М.: Музей кино, 2000.