(Kittler Friedrich, Кітлер Фрыдрых) (1943– 2011) — известный немецкий философ, культуролог и историк искусств, медиатеоретик. Был профессором Калифорнийского и Стэнфордского, Рурского и Берлинского университетов. Основные работы: «Граммофон, фильм, печать» (1986), «Симуляция и фикция» (1989), «К исторической теории информационных войн» (1998), «Оптические медиа» (2002) и др. В своих исследованиях Киттлер пытался обосновать общность развития и преемственность взаимосвязи различных средств коммуникации, используемых человечеством на протяжении всей своей истории. В процессе анализа того, как совершенствовались навыки рисунка и письма, техники живописи и графики, возможности аналоговых и цифровых изображений, разворачивается глобальная перспектива объединения знания и воображения в контексте истории медиа. Киттлер считал, что многие исторические дисциплины могут быть объединены при изучении «оптического элемента» социальных коммуникаций и обращении к конкретным примерам и материалам из истории мате матики, литературы, музыки и театра. Так, «технические образные искусства» представляют собой классический вариант fine art, опирающийся на представления об уникальности авторского творения и эстетической ценности художественных произведений, в то время как собственно «оптические медиа» включают в себя технические изобретения и инженерные разработки, позволяющие воспроизводить и распространять изображения в массовых масштабах, а это ставит под вопрос саму возможность обнаружения их художественной ценности и даже эстетической значимости. Вместе с тем Киттлер указывает на то, что воспринимаемые аудиторией эстетические особенности сообщений и медиума в целом представляют собой лишь зависимые переменные технической воспроизводимости образа, которые преодолеваются и отменяются новыми возможностями производства. Соответственно, в процессе конвергенции устраняются и технические противоречия между «горячими» и «холодными» медиа, на которые указывал еще М. Маклюэн, когда замкнутая электронная система (например черно-белое телевидение) не могло конкурировать с замкнутой электромеханической системой (цветной кинофильм). Такие технологические форматы, как цифровое телевидение высокой четкости (HDTV), меняют стандарты передачи и воспроизведения изображений и стирают различия между кино и телевидением. В НМ эта тенденция усиливается еще больше, что связано с возможностями компьютерных систем как «медиумом всех медиа». В результате характера изменения сжатия и передачи информации при дигитальной обработке сигнала устраняются препятствия для объединения отдельных медиа и сенсорных полей. При этом конструируется «виртуальная реальность», изображение которой не имеет ничего общего с принципами подражания объективной действительности или ее отображения, характерными для классических и технических искусств. Образы этой реальности могут быть смоделированы путем сложных манипуляций базами данных, которые образуют полностью автономную и замкнутую сферу медиа, за пределы которой мы уже выйти не в состоянии.
Литература Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос / Гнозис, 2009. Kittler F. Grammophon, Film, Typewriter. Berlin: Brinkmann & Bose, 1986. Kittler F. Hardware, das unbekannte Wesen // Medien–Computer– Realitat. Frankfurt-am-M., 2000. S. 119-123. Kittler F. Simulation und Fiktion // Ars Electronica. Philоsophien der neueun Technlologie. Berlin, 1989. S. 57–80. А. Сарна
Киттлер Фридрих
Киттлер Фридрих
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016