Классический язык

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КЛАССИЧЕСКИЙ ЯЗЫК
Мертвый язык, оставивший глубокий след в культуре того или иного культурно-языкового ареала. Благодаря достигнутому на определенном историческом этапе высокому уровню внутриструктурного и функционального развития такой язык, как правило, приобретает надэтнический характер еще в эпоху своего естественного существования. Престижность К.я. сохраняется также после исчезновения его носителей и превращения его в мертвый язык. Выученный К.я. используется в сфере поэзии, науки, религии, в сфере образования. На протяжении веков сохраняется воздействие К.я. на живые языки: 1) К.я. служат источником заимствования и калькирования лексических и фразеологических единиц; 2) словообразовательный материал (корни и аффиксы) используются для производства искусственных слов интернационального характера; 3) высокохудожественная ценность классических текстов светского и религиозного характера прогнозирует влияние на синтаксис, сочетаемость слов, стилистику современных языков.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Классический язык
Мертвый язык, оставивший глубокий след в культуре данного культурно-языкового ареала: благодаря достигнутому на определенном историческом этапе высокому уровню внутриструктурного и функционального развития и престижности такой язык, как правило, приобретает надэтнический характер еще в эпоху своего естественного существования; на нем имеются многочисленные тексты, обладающие высокой социально-культурной ценностью. Престижность К.я. сохраняется и после исчезновения коллектива носителей и превращения его в мертвый язык. В качестве выученного языка К.я. может продолжать «жить» - использоваться с определенными ограничениями в некоторых коммуникативных сферах - в поэзии, в науке, в религии, в сфере образования. Напр., латинский язык на протяжении нескольких веков после исчезновения народа-носителя выполнял роль литературного языка и языка науки и религии в странах Западной Европы; греческий и латинский языки и в настоящее время продолжают изучать во многих учебных заведениях. На протяжении веков сохраняется многообразное воздействие К.я. на живые языки: К.я. являются источником заимствования и калькирования лексических и фразеологических единиц; словообразовательный материал К.я. (корни и аффиксы) используется для производства искусственных слов интернационального характера; высокохудожественная ценность классических текстов (светских и религиозных) обусловливает влияние синтаксиса, сочетаемости слов, стилистики на соответствующие уровни современных языков.
См. также: Выученный язык, Живой язык, Интернациональная лексика, Культурно-исторический ареал, Культурно-языковой ареал, Мертвый язык

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.41 кб

О духовных основах русского языка и классической русской литературы

Ю. В. Лебедев
Читать PDF
382.50 кб

О преподавании классических языков в учебных заведениях Белгородчины

Болгова А.М.
В работе обобщены материалы о преподавании классических древних языков (латинского и греческого) в Белгороде, начиная с 1990-х гг. Охвачено как среднее звено (гимназии, школы), так и высшее (университеты).
Читать PDF
115.69 кб

Отношение <<бытие – язык>> в классической и неклассической философии

И. А. Кребель
Читать PDF
284.35 кб

Репрезентативная функция языка: классическая и современная интерпретации

Петрова Галина Ивановна
Аргументируется тезис о том, что репрезентативная функция языка базируется на действии языковых априори, которые, несмотря на совместную работу с функциями коммуникативной и прагматической, казалось, должны были бы уводить лексиче
Читать PDF
306.88 кб

Опреподавании классических языков в Забайкалье в конце XIX-начале XX веков

Дылыкова Цыпилма Дугдамовна
Статья посвящена исследованию истории и культуры Забайкалья, преподаванию древних языков в Читинской мужской гимназии.
Читать PDF
494.75 кб

Классический университет: традиционные ценности и современные языковые бренды

Петрова Галина Ивановна, Гураль Антон Константинович
Ставится вопрос о модернизации современного университета в аспекте его возможностей комплементарного единения традиционных гуманитарных ценностей и современных ценностных тенденций коммерциализации образования.
Читать PDF
148.44 кб

Условия применимости классической логики в рамках языков неклассических логик

Павлов Сергей Афанасьевич
Classical logic can not be applied in some philosophical reasonings, especially in those which contain contradictory, antinomical, paradoxical (true and false), senseless (neither true nor false), nonproved statements.
Читать PDF
92.89 кб

ЯЗЫК КЛАССИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА: Т. КАРЛЕЙЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ МЫСЛЬ

Костикова Ирина Викторовна, Костикова Анна Анатольевна
В статье анализируется язык философских воззрений Т.
Читать PDF
1.75 мб

Чего нужно желать нашим духовным академиям в отношении классического языкознания?

Читать PDF
249.75 кб

Проблемы повышение качества преподавания иностранных языков в классическом университете

Голубкова О. Н.
Читать PDF
1.24 мб

Использование русской классической литературы при изучении русского языка как иностранного

Ли Яньли
Library based on the heilongjiang province has been identified as ru 4751 copies of ancient literature as the research object, the integrated use of version, collating, comment and textual research, jigan, JiYi, compiling theory a
Читать PDF
945.77 кб

Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика»

Петрикевич Н.О.
Читать PDF
295.03 кб

Роль классического литературного текста как языка духовной культуры в социально-культурном пространс

Худолей Н. В.
В статье рассмотрены роль и значимость одного из языков духовной культуры текста произведений классической художественной литературы в социально-культурном пространстве России.
Читать PDF
1.15 мб

Проблема родного языка в дискуссиях о классическом и реальном гимназическом образовании России в xix

Опрятнова Юлия Геннадьевна
В статье представлен анализ педагогических дискуссий второй половины XIX в., предметом которых стала проблема использования родного языка.
Читать PDF
169.68 кб

Реализация социокультурной направленности обучения иностранному языку студентов классического универ

Яковлева Светлана Леонидовна