Классовое сознание

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Классовое сознание
class consciousness). Осознание индивидом классовой системы и принадлежности к своему классу.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Классовое сознание
осознание единства своих политических и экономических интересов, а также социального положения (места и роли в обществе).

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Классовое сознание
термин Маркса, относящийся к признанию рабочими себя классом, сплоченным против капиталистов и в конечном счете против самого капитализма.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

СОЗНАНИЕ КЛАССОВОЕ
англ. conscience, class; нем. Klassenbeum?t-sein. Сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного соц. класса, характеризующееся чувством солидарности с ними, подчинения личных интересов индивида классовым.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
CLASS CONSCIOUSNESS) Этот термин, обозначающий «субъективное» измерение класса, первоначально использовался марксистами при описании ситуации, когда пролетариат осознает свою объективную классовую позицию vis-a-vis буржуазии и свою историческую роль в трансформации капитализма в социализм. Утверждалось, что пролетариат должен превратиться из класса «в себе» — простой совокупности рабочих, обладающих общей классовой позицией, но не имеющих коллективного сознания, — в класс «для себя». К. Маркс полагал, что это сознание возникает на основе конкретного опыта рабочего класса — опыта противоречия между капиталистическими производственными отношениями, основанными на индивидуальной частной собственности, и возникающими коллективными производительными силами, порождающими пролетариат, мощь которого зиждется на коллективности. Термин «ложное сознание» используется марксистами для описания ситуации, когда пролетариат оказывается не в состоянии осознать «истинную» природу своих интересов, и у него не развивается революционное классовое сознание. В.И. Ленин (Lenin, 1902) утверждал, что рабочие, если их предоставить самим себе, способны вырабатывать лишь тред-юнионистское сознание, нацеленное на ограниченные социальные и экономические реформы, и что истинное революционное сознание может развиваться только коммунистической партией, обладающей социалистической идеологией. В рамках марксистских концепций ложного классового сознания была сформулирована проблема определения классового интереса. Менее строго термин «классовое сознание» использовался позднее и социологами, не связанными с марксистской традицией. Им обозначалось всякое чувство самосознания или общей идентичности, свойственное членам определенного социального класса. М. Манн (Mann, 1973) придал ему большую строгость, использовав некоторые элементы изначальной марксистской интерпретации этого термина. Он выделил в классовом сознании четыре элемента: (1) классовую идентичность — самоопределение в качестве рабочего класса; (2) классовую оппозицию — осознание того, что капиталисты и их управляющие неизменно являются противниками рабочего класса; (3) классовую тотальность — понимание того, что два предыдущих элемента определяют как чью-либо социальную ситуацию, так и все общество; (4) альтернативное общество — идею желаемой альтернативы, которая будет реализована при успешном разрешении классового конфликта. На практике данные элементы представляют собой стадии развития классового сознания. См. также: Гегемония; Грамши; Двойственное сознание; Класс; Классовой структуры образы; Ленинизм; Новый рабочий класс; Повседневное знание; Прагматическое принятие; Рабочий класс; Стратификация.

Источник: Социологический словарь

Классовое сознание
Класова свідомість. Class consciousness. 1. Осознание факторов и принципов, объединяющих людей в социальные классы и создающих основу для классовой идентификации и самоидентификации (отнесение себя и других к определенному классу), а также чувство солидарности с определенным классом в решении политических, экономических и социальных проблем. 2. Согласно М. Манну (M. Mann) – классовое сознание есть ощущение общей идентичности, присущее членам определенного класса. Оно содержит четыре элемента, которые фактически являются и этапами развития классового сознания. Среди них: а) классовая идентичность; б) классовая оппозиция; в) классовая тотальность (как единство первого и второго) и г) социальная альтернатива, или идея желаемого общественного устройства, которую нужно реализовать в ходе классового конфликта. 3. Согласно К. Марксу – адекватное отражение в сознании, например, рабочих процесса становления их как класса, перехода из “класса в себе” в “класс для себя”, т. е. от стихийных к осознанным социальным действиям. Например, буржуазия превратилась из третьего сословия в “класс для себя” в период буржуазных революций. Относительно рабочих, процесс их превращения в “класс для себя” имеет два этапа: а) формирование тредюнионистского сознания, т. е. осознание рабочими своих экономических интересов, что выражается в экономических требованиях (повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и т. д.) и б) сформированное в ходе экономической борьбы осознание принципиального отличия коренных интересов рабочих и их естественных союзников от интересов класса капиталистов, которые можно реализовать только политическими средствами. Зная это, буржуазия пытается затруднить формирование классового сознания рабочих, используя средства: а) экономические – временное повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда, различные льготы отдельным рабочим группам и т. д.; б) политические – формирование рабочей аристократии, раскол профсоюзного движения и перевод его на позиции межклассовой солидарности и соглашательства под видом социального партнерства и т. д.; в) идеологические – культивирование через средства массовой коммуникации буржуазных ценностей и, прежде всего, желания наживы, случайного или неожиданного успеха, конкуренции как средства достижения личного успеха, индивидуализма под лозунгом самоценности личности и т. д.; г) правовые – создание законодательства, исключающего возможность легитимного осуществления коренных интересов рабочих, дающего возможность правового преследования их лидеров, ограничивающего возможности проведения и действенность массовых политических акций протеста и т. д. В крайних случаях подавления отдельных выступлений или массового движения рабочих буржуазная государственная машина обращается к репрессивным методам, чем сеет среди них (рабочих) неуверенность и представления о бесперспективности их борьбы. В таких условиях основным элементом классового сознания рабочих является осознание необходимости создания государства диктатуры пролетариата как средства противостояния буржуазной диктатуре. См. также Демократия, Диктатура пролетариата, Идентификация классовая и Сознательное действие.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
class consciousness) - осознание членами социального класса общих интересов, основанных на собственном классовом положении и находящихся в противоречии с интересами других классов. Термин ассоциируется, прежде всего, с марксизмом и часто либо связан с процессами, способствующими развитию классового сознания в среде пролетариата, либо с обсуждением вопроса о том, почему такое сознание не развилось. Основное различие проводится между "классом в себе" — объективной основой классовых интересов, и "классом для себя" — осознанием этих интересов. Главная идея состоит в том, что для их выражения и реализации появляются или должны появиться совокупности ценностей и убеждений, а также политическая организация. Что касается рабочего класса, то некоторые аспекты его труда и условий жизни (эксплуатация, отчуждение, периодическая массовая безработица и бедность и т.д.) рассматриваются как факторы, облегчающие понимание общего положения и побуждающие к коллективному ответу. Большинство марксистов, однако, соглашаются с возможностью достижения лишь ограниченных понимания и набора целей. Ленин, например, в очень известной брошюре (1902) писал: сам по себе рабочий класс может вырабатывать только "экономистское" сознание, ограниченное требованиями улучшения оплаты и условий труда в рамках капиталистической системы. Подобно многим другим марксистам, он был заинтересован в ниспровержении капитализма, а не в его реформировании и поэтому утверждал, что революционная партия ("авангард") необходима для превращения тред-юнионистского сознания в политическое "революционное сознание" и действие. Постоянной темой в марксистских произведениях о пролетариате являлся вопрос о том, почему "революционное классовое сознание" так и не развилось в среде рабочего класса наиболее развитых капиталистических государств. В 1920—30-х гг. Лукач и Грамши провели критические анализы "незрелого" марксизма, подчеркнув теоретические и культурные факторы, препятствовавшие появлению "истинного" сознания или способствовавшие развитию "лжесознания". Обширная литература имеется также о классовом имидже — фактическом образе класса, которым обладают социальные акторы. В то же самое время социологи взялись за проблему ограничений и возможностей понятия "классовое сознание" в смысле, приданном ему Марксом. Эта тема лежит в основе дебатов о новом рабочем классе. По мнению Манна (1973), можно найти классовое мировоззрение, а также групповую солидарность, но "довольно маловероятно", что рабочий класс способен самостоятельно выработать альтернативное представление о новом обществе. Подобный социологический подход пытается сделать больше, чем просто повторить вывод Ленина 70-летней давности, оперируя понятием "сознание рабочего класса" и идентифицируя его с четырьмя элементами: (а) "классовой идентичностью" — определением самого себя как рабочий класс; (б) "классовой противоположностью" — определением противостоящего (капиталистического) класса; (в) "классовой целостностью" — вместе, взятыми пунктами (а) и (б), то есть "объединением в целом"; (г) альтернативным представлением об обществе. Согласно Манну, британские рабочие обычно ограничены п. (а) и лишь иногда включают п. (б). См. также Гегемония.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
112.34 кб

Особенности профессионального сознания будущих учителей начальных классов

Пазухина С. В., Шайденкова Т. Н.
В статье изложены результаты исследования профессионального сознания будущих учителей начальных классов.
Читать PDF
277.88 кб

Восприятие классовой структуры российского общества общественным сознанием

Ефремов Григорий Алексеевич
Рассматривается проблема восприятия обществом своей классовой структуры, в частности, изменение общественного сознания в периоды социальных трансформаций.
Читать PDF
432.82 кб

Методологические проблемы формирования классового сознания российской молодежи

Святкина Анастасия Аркадьевна
В статье рассматривается формирование сознания молодежи как основного элемента в системе развития общества и государства. Определено место человека в системе классовой организации производственного хозяйства.

Похожие термины:

  • СОЗНАНИЕ КЛАССОВОЕ ЛОЖНОЕ

    англ. conscience, class, false; нем. Klassenbewusstsein, falsches. Сознание, возникающее в результате индентификации индивидом себя с представителями соц. класса, к к-рому он фактически не принадлежит. С. к. л. характеризует