КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
class imagery) — понятия и представления социальных акторов о классе, классовой структуре, а также о распределении власти. Среди многих эмпирических исследований классовых отношений и представлений большая часть касалась рабочего класса ручного труда. В 1950-е и особенно в 1960-е гг. разные ученые, не только из числа социологов, заинтересовались изучением воздействия изменения образа жизни, в частности, модели семьи и трудовых отношений, на "традиционные" сообщества рабочего класса (см. также Общество изобилия; Тезис обуржуазивания; Консерватизм рабочего класса). Заметный вклад внесли влиятельные североамериканские и европейские ученые: Чиной (1955), Попиц и др. (1957). В британской социологии к их числу относятся Абраме (1960) и Цвейг (1961), но классической стала работа Локвуда "Источники изменения в представлениях рабочего класса об обществе" (1966, переизданное вместе с рядом статей по данной теме в 1975-м). Статья Локвуда вызвала серьезное изучение супружеских отношений (Ботт, 1957), включая "социальные представления". Ботт заключила, что ее респонденты так различали "модели" общества: властная" (а также "их" и "наша"), разделенная на два довольно устойчивых противоположных класса ("рабочий" и "средний" классы) и "престижная", в которой классовая структура составлена намного большим числом групп, выстроенных в иерархию по престижу. Причем предпочтение одной или другой можно было бы объяснить результатом "первичного социального опыта" людей. Локвуд опирался на эти идеи в определении трех типов "социального сознания" рабочего класса в зависимости от занятости и структуры общества: (а) традиционный "пролетарский" рабочий, например, шах тер-уголыцик, докер и судостроитель, имеет "властную модель общества, то есть такую, где рабочие весьма обязательны в отношении и к своему труду, и к товарищам по работе, а живут в замкнутых, гомогенных общинах; (б) традиционный "послушный" рабочий признает за традиционной элитой право на руководство и принимает "иерархически престижную" модель класса; таковыми обычно являются рабочие мелких "семейных" фирм или занятые в сельском хозяйстве, состоящие в патерналистских отношениях найма и пребывающие в неизменной статусной иерархии в более широком сообществе города или деревни; (в) "приватизированный" рабочий понимает классовые различия с точки зрения "денежной модели" общества и считается более "сосредоточенным на доме", чем коллективно ориентированные, и более "инструментальным" в отношении работы и политики. Впоследствии данный подход был расширен рядом эмпирических исследований, в частности состоятельного рабочего (Голдторп, Локвуд и др., 1968 а и b, 1969). Несмотря на общепризнанную ценность подхода Локвуда, современные работы в целом показали более сложную и противоречивую картину. В частности, Локвуд подвергся критике за игнорирование половых и расовых проблем. Полларт (1981), в частности, отметила, что классовые представления фабричных рабочих-женщин часто являются "двойственными" и постоянно покоятся на тендерных ролях и властных отношениях, связанных с половыми различиями. Другие авторы указали на недостаточное внимание к общим структурным и теоретическим проблемам классового формирования и развития. Говард Ньюбай в исследовании сельскохозяйственных рабочих (1979) утверждал, например, что ошибочно рассматривать "различие" как единственную ориентацию. Оно в значительной мере изменчиво по форме и по "властному" отношению, причем "классовые представления" не являются первостепенными (см. также Послушание). Для всех этих авторов сильная сторона в вопросе классовых представлений, в отличие от обширной литературы о классовом сознании, заключается в попытках эмпирического отражения существующих образов сознания у рабочего класса.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
177.73 кб

Представления о социально-классовых различиях у Поляков и россиян

Оберемко Олег Алексеевич
On the basis of public opinion polls in Poland and Russia, the author compares people's subjective feelings of closeness to various social layers and classes.
Читать PDF
312.87 кб

Социальные представления о справедливости учащихся старших классов

Лейфрид Наталья Валерьевна
Представлены результаты исследования социальных представлений старшеклассников о справедливости. Анализируются те дескрипторы, которые наиболее часто используют учащиеся старших классов для определения этого понятия.
Читать PDF
242.50 кб

Формирование математических представлений у школьников начальных классов

Жумаев М. Э.
Читать PDF
569.91 кб

Представления учащихся старших классов о факторах, обеспечивающих жизненный успех

Валяева Екатерина Владимировна
В статье на основе репрезентативного опроса по специально разработанной анкете анализируются представления о факторах жизненного успеха старшеклассников типичной средней общеобразовательной школы, выявляется их соотношение с ценно
Читать PDF
323.23 кб

Формирование представлений о теории гравитации у одаренных школьников 9-11 классов

Михайлов Е.А., Рыжиков С.Б.
В статье предложены методы популярного изложения наиболее интересных явлений теории гравитации для старшеклассников, основанные на опыте преподавания в Вечерней физической школе МГУ им. М. В. Ломоносова.
Читать PDF
186.13 кб

Рекомендации по развитию моральных представлений будущих учителей начальных классов

Ким Ирина Олеговна
Данная статья посвящена формированию моральных представлений будущих учителей начальных классов.
Читать PDF
365.83 кб

Профессионально важные качества педагога в представлениях учителей начальных классов

Фельдман Инесса Леонидовна, Шайденкова Татьяна Николаевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений учителей о значимости профессионально важных качеств педагога.
Читать PDF
874.57 кб

Формирование пространственных представлений учащихся 5–6-х классов в пропедевтическом курсе геометри

Зеленина Наталья Алексеевна, Смирнова Марина Валерьевна
В этой статье авторы делают попытку систематизировать виды геометрических упражнений, предназначенных для формирования пространственных представлений учащихся, изучающих пропедевтический курс геометрии.
Читать PDF
773.50 кб

Совершенствование представлений у учителей начальных классов о разработке оценочных материалов для т

Чипышева Людмила Николаевна
В статье рассматривается необходимость разработки в системе повышения квалификации модульных курсов, посвященных вопросам организации текущего контроля успеваемости в условиях реализации федеральных государственных образовательных