Клиент-центрированное консультирование

Найдено 1 определение
Клиент-центрированное консультирование
person-centred counseling) – подход к консультированию, позволяющий клиенту ощутить собственную значимость.
Клиент-центрированное консультирование основано на работе Карла Роджерса, который в 1950-х гг. предложил концепции и терминологию, оказавшие заметное влияние на социальную работу. По мнению Роджерса, Я развивается в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Например, ребенок обладает музыкальными способностями (организм), однако родители считают, что занятия спортом важнее, и подталкивают к этому ребенка (Я). В данном случае конфликт между организмом и Я может вызвать тревогу. Роджерс полагал, что организм стремится поддержать, развить и реализовать свое Я. Здоровое развитие предполагает гармонию между организмом и Я. Вместе с тем в своем стремлении к самоактуализации организм может совершать нежелательные для окружающих поступки, результатом чего будут порицание и лишение любви. Так, теория Роджерса описывает становление у ребенка моральных принципов. Организм стремится реализовать свой потенциал. Это стремление лежит в основе человеческой мотивации. Ограничения, вызванные наследственностью и социальным окружением, не мешают искать пути самореализации. В процессе происходит осознание своего Я, которое обусловливает поступки и поведение человека; сохранение своего Я становится приоритетной задачей.
Роджерс рассматривает развитие индивида в свете оценки его другими людьми, здесь возможны следующие варианты: позитивное отношение, т. е. одобрение окружающих; позитивное само отношение, ребенок способен дать себе то, что прежде мог получить только от других людей; наличие условий ценности, условия, связанные с отношением, в частности необходимость совершать определенные действия, чтобы заслужить одобрение и внимание; безусловное положительное отношение, искренние любовь и уважение вне зависимости от поведения ребенка. Индивид стремится к тому, чтобы его Я соответствовало переживаниям. Переживания, расходящиеся с представлениями о себе, обычно игнорируются. Несоответствие воспринимается как угроза Я. Угрозу эту можно игнорировать, исказить или постепенно включить в представления о себе. Последняя стратегия может привести к изменениям в поведении человека в феноменологическом поле. Все эти процессы индивидом не осознаются.
Воззрения Роджерса проистекают из работ Юнга, который подчеркивал значимость событий как мотиватора поведения; клиент-центрированный подход к психотерапии учитывает прежде всего смысл поведения и событий для клиента. Задача психотерапевта – помочь клиенту в осознании своих переживаний и поведения с целью устранения искажений восприятия как причины дистресса. Со стороны психотерапевта клиент видит эмпатическое понимание, искренность и безусловное позитивное отношение, что способствует личностному росту и ощущению самоценности. Цель психотерапии – внести изменения в мироощущение клиента, после чего последуют изменения поведения.
Клиент-центрированная психотерапия в последние годы получила широкое распространение, по своему влиянию теории Роджерса занимают третье место после теорий Фрейда и Скиннера. Клиент-центрированная психотерапия не предписывает конкретных техник, в ее основе лежит общий подход к работе с клиентом, да и улучшения следует ждать гораздо скорее, чем при аналитических видах психотерапии.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
439.42 кб

Клиент-центрированный подход к работе с ценностями при управленческом консультировании

Иванов Михаил Аркадьевич
Статья посвящена изложению авторского подхода к работе с индивидуальными, групповыми и организационными ценностями в практике клиент-центрированного управленческого консультирования. Подход.
Читать PDF
349.60 кб

Организационная диагностика в процессе клиент- центрированного управленческого консультирования

Иванов Михаил Аркадьевич
Консультирование организаций без диагностики невозможно и недопустимо. Это, пожалуй, признают все консультанты, независимо от школы и направления консалтинга, которые они представляют.