Когнитивная психология

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Когнитивная психология
одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структурной организации психических процессов и принижение психоанализом роли знания в деятельности человека.
На первом этапе представители когнитивной психологии в духе необихевиоризма изучали преобразования сенсорной информации человеком от момента воздействия стимула на рецепторы до ответной реакции (Д. Бродбент, У. Найссер, С. Стенберг). Эти исследования основаны на использовании аналогии между процессами переработки информации человеком и вычислительными устройствами. В результате были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов – иконическая память, эхоическая память, кратковременная память, долговременная память и др. (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).
На втором – современном – этапе когнитивная психология объединила многих психологов, критикующих бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистских и менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор, У. Найссер). Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Т. Бауэр). Разрабатываются когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли). Однако неоменталистские установки в теории и операционализм в методологии препятствуют когнитивной психологии в преодолении кризиса буржуазной психологии и объединению разрозненных исследований на единой концептуальной основе.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Когнитивная психология
cognitive psychology), направление психологии, занимающееся изучением высших умственных способностей: восприятия, памяти, языка и мышления. Когнитивные психологи исследуют проблемы восприятия людьми информации через органы чувств (особенно при чтении и разговоре), накопления ее в памяти и использования в процессе мышления и рассуждения. Наряду с социальной психологией К.п. — важнейшее направление развития психологии после 2-й мировой войны. Ее интерес к внутр. духовной жизни и развитию личности контрастирует со слабостью в этих вопросах бихевиоризма. Детская психология и когнитивное развитие являются предметами особого интереса К.п. Именно в этих областях когнитивные психологи изучают внимание как исполнительного контролера умственной деят-ти. Для изучения процессов мышления К.п. получила важное подспорье в виде компьютера; язык компьютерного программирования, ввод, сохранение, поиск и обработка информации стали использоваться для рассмотрения мозга как машины по обработке информации. К.п. включает искусственный интеллект и науки, изучающие мозг, в первую очередь нейропсихологию. При мозговых травмах утрата или нарушения когнитивных процессов, напр., неспособность нормально читать или говорить (дислексия, афазия), а также нарушение памяти могут проявляться в таких специфических формах, как потеря памяти на лица или неспособность назвать знакомые предметы. К.п. исходит из того, что мозг построен по принципу способностей, или модулей, для опред. функций, причем особая область мозга отвечает за такие конкретные зачачи, как узнавание лиц, способность называть предметы, произношение слов и понимание языка. В последнее время нек-рые ученые отказываются от рассмотрения мозга как машины, компьютера, т.к. в основе его функционирования лежат др. принципы исчисления.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия