КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Диссонанс когнитивный
противоречие в системе знаний, порождающее у субъекта неприятные переживания и побуждающее к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Диссонанс когнитивный
теория, развитая в 60-х гг., американскими учеными Л. Фестингером, Р. Абельсоном и др. с целью объяснения формирования мнений и мотивации действий на основе внутрипсихологических импульсов. Основной смысл этой теории состоит в том, что при наличии в социальной общности несогласованных друг с другом представлений (cognitions) возникает конфликтное явление диссонанса.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
англ. dissonance, cognitive; нем. kognitive Dissonanz. По Л. Фестингеру -состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно к.-л. объекта или явления, вызывающих у него чувство дискомфорта и стремление избавиться от него. Преодолеть К. д. человек стремится путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
COGNITIVE DISSONANCE) Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера заключается в том, что люди находят неприемлемым диссонанс или отсутствие соответствия между своими установками или между установками и поведением, поскольку испытывают потребность в согласованности и гармонии, и будут пытаться устранить его, изменяя свое знание или дополняя его. Например, если члены культа, ожидающего прибытия пришельцев на летающих тарелках, обнаружат, что тарелки не прибыли в назначенный день, это несоответствие заставит их либо пересмотреть свои убеждения, либо каким-либо образом объяснить неудачу предсказания. Лит.: Festinger(1957)

Источник: Социологический словарь

Когнитивный диссонанс
cognitive dissonance), состояние неприятного возбуждения, испытываемого людьми, занимающими непоследовательную позицию, или теми, чье поведение не соответствует их убеждениям. Согласно теории К.д., убеждения людей определяются психолог, потребностями, а ту или иную позицию их вынуждает занимать поведение, а не наоборот. В своей кн. Теория когнитивного диссонанса (1962) Леон Фестингер предположил, что люди, вынужденные действовать вопреки своим убеждениям, часто меняют их, стремясь избавиться от чувства диссонанса. Так, курильщик может рационально объяснять свою привычку, пренебрегая доводами о вреде курения для здоровья.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
cognitive dissonance) - случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению, диссонансные познания существуют тогда, когда убеждение А предполагает отрицание убеждения В. Например, "Курение вызывает рак легких" является диссонансным по отношению к "Я курю". Диссонанс может быть уменьшен посредством приспособления обоих убеждений. Убеждение А могло бы корректироваться игнорированием медицинских отчетов, подтверждающих убеждение, и уделением особого внимания скептическим отчетам, а убеждение В — менее частым курением или употреблением табака с низким содержанием канцерогенных веществ.

Источник: Большой толковый социологический словарь

когнитивный диссонанс
cognitive dissonance лат. cognitio ‘знание, познание’ + dissonantia ‘нестройность’. - В теории американского психолога л. Фестингера (Leon Festinger, 1957) ментальный конф ликт индивида, который оказывается в ситуации, когда новая информация не соответствует или противоречит его убеждениям, представлениям о мире и о себе и т.д. напряженность и дискомфорт, вызванные действием одного или нескольких защитных механизмов, приводят к тому, что индивидуум бессознательно отвергает новую информацию, стараясь примирить противоречия, убедить себя, что противоречий не существует, сохранить свои убеждения и представления, или же, наоборот, индивид изменяет свои убеждения и установки с целью достижения желаемого эффекта. В качестве примера когнитивного диссонанса л. Фестингер приводит случай с заядлым курильщиком, который, узнав о вреде курения, испытывает когнитивный диссонанс. Для его устранения он может вести себя по-разному: отказаться от курения или же убедить себя, что курение приносит не вред, а пользу. В данном случае он может полностью устранить диссонанс. Когнитивный диссонанс часто имеет место в межкультурной коммуникации, поскольку человек, оказавшийся в другой культуре, несомненно, столкнется с новой информацией, которая будет противоречить его представлениям. См. аттитюд, когнитивного диссонанса теория, когниции диссонантные, когниции консонантные, когниция.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии , объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных действий. Теория К.Д. - одна из "теорий соответствия", основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Впервые сформулирована Ф. Хайдером (1944). Модель когнитивного поля субъекта описывается понятием баланса - ситуации, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений. Основываясь на теории Хайдера, Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию - было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентаций, т.е. балансу в группе. Ч. Осгуд и П. Танненбаум предприняли попытку предсказать изменение отношения, которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры в зависимости от их интенсивности по определенной шкале.
Собственно разработка теории К.Д. принадлежит Л. Фестингеру (1957): Д. понимается как существование отношения несоответствия между когнициями (знание, представление, мнение) в пределах социальной общности. Д. проявляется как неудовлетворительное оправдание выбора, которое ведет к нарушению психологического комфорта. В свою очередь, обнаружение явлений К.Д. приводит к стремлению понизить (минимизировать) возникшие рассогласования (несоответствия) или к избеганию ситуаций, в которых Д. может повыситься. В 1970-е "диссонансные эффекты" были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем. В настоящее время теория К.Д. занимает одно из первых мест в исследовании закономерностей социального поведения и оказания коммуникативного воздействия в условиях массовой коммуникации.
Н.В. Радкевич

Источник: Социология: энциклопедия

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ
теория, развитая в 60-х гг. амер. учеными Л. Фестинге-ром, Р. Абельсоном и др. с целью объяснения формирования мнений и мотивации действий на основе внутрипсихологич. импульсов. Основной смысл этой теории состоит в том, что при наличии в соц. общности несогласованных друг с другом представлений (cognitions) возникает конфликтное явление диссонанса. Оно порождает стремление личности найти некое компромиссное решение с целью уменьшения степени несогласованности и поддержания психич. равновесия в процессе дальнейших взаимных контактов. При этом несогласованность во мнениях выполняет функцию наказания, а согласованность выступает в форме поощрения. Теория Д.к. ныне выдвинулась на одно из первых мест в исследовании закономерностей соц. поведения и оказания коммуникативного воздействия на массы. В основе этой теории лежит гомеостазис, т. е. такое положение, когда человек стремится сбалансировать (уравновесить) свое поведение, следуя логике связей в системе общих мнений и убеждений. Различаются две группы источников диссонанса. К первой группе относятся внутренние конфликты индивида с самим собой вследствие неправильного решения, соблазна, неэффективности затраченных усилий, свершившегося неприятного факта и т.п. Вторую группу образуют противоречия из-за разногласия во мнениях разных людей, несоответствия действия ожиданиям др. лиц, несовпадения личных убеждений с требованиями нормативной регуляции вследствие существенных различий в субкультурах и т. д. Снятие диссонантных напряжений возможно несколькими способами, каждый из к-рых имеет свое значение в индивидуальной психотерапии. Первый путь заключается в добавлении к уже существующему нового когнитивного диссонанса по принципу "меньшее зло излечивается большим". Второй путь - возрастание привлекательности возникших альтернатив путем сопоставления и оценок преимуществ каждой из них. Третий путь - поиски согласия и компромиссных решений. При этом замена объекта влечений способна оказывать на личность успокаивающее воздействие. Социологи выделяют несколько различ. вариантов возможного погашения диссонантного напряжения. Это: 1) отказ от цели; 2) изменение направления действия (модификация цели); 3) изменение установки (радикальное или частичное); 4) замена средств достижения цели; 5) насильственное устранение препятствий. Лит.: Боботов СВ. Буржуазная социология права. М., 1978; Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford UP., 1957; Abelson R.P. Theories of cognitive consistency. A source book. Chi., 1968; Groups dynamics: Research and theory. N.Y., 1968; Dictionnaire encyclopcdique de theorie et de sociologie du droit. P., 1988. C.B Боботов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Когнитивный диссонанс
(лат. dissonans — нестройно звучащий, cognitio — знание, познание). Концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных действий. Теория когнитивного диссонанса — одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру (при этом отношение целесообразно понимать как комплекс связей эмоционально-волевого компонента и смысловой направленности на действие. — Сост.). Скажем, что сложный мир, особенно для тех, кто соглашается с его сложностью или хотя бы пытается объяснить его, связан с явным стремлением личности к упорядоченному восприятию и объяснению мира, с осознанным формированием своего отношения к нему. Особые сложности в восприятии окружающего мира возникают в условиях коренных или резких изменений социального устройства, или ослабления (отсутствия) технологий и методологических и идеологических основ познания. Несогласованность стереотипов и установок, сложившихся на предыдущем этапе жизни, с новыми требованиями среды, часто непонятными, представляет собой диссонанс личностный и групповой, который связан с аномией.
В этот период жизни общества страдает прежде всего система познания. Отсутствие гармоничной системы социального познания, преобладание абстрактно-философских или же конкретно-эмпирических составляющих в картине социального мира усиливают диссонанс познания. Другой «полюс» в несоответствии — отрицание у личности стремления к упорядоченному восприятию мира, к осознанию своего места в нем. Отношение к миру формируется у человека в течение всей жизни и особое развитие получает в системе образования и воспитания. Диссонанс в поколенческих типах восприятия ценностей жизни получается из-за того, что между поколениями разрываются исторические, идейные связи, нарушается историко-генетическая преемственность. В образовании объективно существуют отличники, которые более других способны к упорядоченному восприятию любого учебного материала и его такой же упорядоченной презентации. Есть в системе образования и «неучи», к этому не способные. Различные источники единого знания (педагог, система организации, учебник) порождают типологический диссонанс в познании. По данным социологических исследований в ВГУ, отличники составляют от 8 до 12 % всех обучающихся на протяжении ряда лет.
В социально-психологическом аспекте важно знать, что до 52 % студентов всех курсов стабильно признают в качестве фактора, мешающего познанию, собственное безволие или леность. Ясно, что разница между этими категориями состоит не только в способностях, но и в степени стремления и умения воспринимать знания, соотносить их с миром и презентовать познанное. Для гармоничного развития личности требуется баланс объемов гуманитарного и профессионального знания. Впервые теория когнитивного диссонанса сформулирована Ф. Хайдером (1944). Модель когнитивного поля субъекта описывается понятием баланса — ситуации, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений. Надо полагать, что в целенаправленном и организованном процессе познания, например при обучении в школе, в вузе или на производстве, познание никогда не обходится без стресса взаимного давления воспринимаемых единиц и эмоций. На этом пути важным моментом является удача, ощущение успеха, особенно в условиях референтного окружения. Этот компонент должен учитываться в балансе качеств. Если человек оказывается в условиях равнодушия окружающих в случае получения низкой оценки или высокой, мотивация познания ослабляется. Огромное значение имеют соревновательность и момент волевого преодоления собственного бессилия перед возникшей трудностью (сложной задачей, непонятностью логики события, большим объемом материала и др.), и особенно — последующее ощущение вкуса победы, преодоления, увеличение числа которых снижает уровень готовности к преодолению трудностей. Наверное, в этом процессе важно осознание самих способов на пути к победе, учет опасных моментов. На своем опыте можно убедиться в том, что своевременное прочтение книги с шахматными этюдами под названием «защита» способно спасти от привычных до того обидных поражений и «ловушек» со стороны противника, действовавшего по шаблону. В стихосложении попытки создать собственный стиль, свое особое звучание текстов без знания особенностей творчества других авторов, беспощадная критика или насмешки — все это увеличивает время достижения успеха. Насыщение своего разума чтением литературы с последующим повторением и обогащением смысла в изложении увеличивает шансы на повышение грамотности, учит смело обходиться со словом.
Изучение сюжетов с сильным эмоциональным проникновением в суть излагаемого создает почву для развития воображения. Социология — как наука, основанная на воображении, использующая литературное творчество при описании «незримых» социальных явлений, — требует комплексного подхода: знания алгоритма бесконечности типов социальных этюдов; выработки навыков игры в своеобразные «коммуникативные шахматы» с партнерами по общению и взаимодействию; умения найти эмоциональную «рифму» в инструментарии, которая заставит человека ответить на поставленный вопрос по велению души, а не формально. Знание законов, основ литературного жанра предупредит скуку и ложность выводов. Основываясь на теории Хайдера, Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию: было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентации, т.е. балансу в группе. Эта весьма интересная для темы данного словаря мысль заставляет обратить внимание на следующее: 1) у современных студентов и педагогов снижено внимание к взаимным контактам и внутри каждой из групп, а также сами хронологические возможности таких контактов и их синхронизации вследствие оперативной занятости; 2) в социологическом отношении мало изучено воздействие оперативной деятельности каждой из вузовских групп (в том числе администрации) на качество контактов и их результаты; 3) в настоящее время в вузе имеет место усиление интенсивности вторичной занятости представителей вузовского сообщества, главным образом по причине экономического положения; 4) попытки рационализации выхода из эмоционального стресса, имеющего как информационные, так и бюрократические корни, у членов вузовского (и школьного тоже) сообщества различны по форме и интенсивности: использование «шпаргалок», плагиат, творчество, повышенные требования по отношению друг к другу и др.; 5) имеет место переход вузовских структур на рыночную систему отношений, что коренным образом изменяет механизм образовательной занятости, ответственность сторон за общий результат учебного процесса, взаимодействие, систему взаимных оценок участников и шкалу оценок образовательных успехов (эта шкала остается архаичной); 6) происходит опасное для молодого сознания и формирования социально-научных представлений ущемление познавательной, мировоззренческой роли таких наук, как социология, политология, культурология, произошедшее в результате реализации политики образовательной администрации сэкономить денежные средства. Все перечисленное вносит свой вклад в формирование когнитивного дисбаланса. Ч. Осгуд и П. Танненбаум предприняли попытку предсказать изменение отношений, которое произойдет у личности под влиянием стремления к уставновлению соответствия внутри ее когнитивной структуры, в зависимости от интенсивности этих отношений по определенной шкале.
Не вдаваясь в подробности такой шкалы, обозначим особенности характеристик интенсивности занятий в образовании: а) повышение требований не только к качеству публикаций, но и к их нормативно-статусному количеству (монографии, методические пособия, научные статьи, учитываемые ВАК); б) необходимость создания каждым педагогом программных авторских разработок по читаемым курсам, их аннотаций, а также ежегодного обновления и обеспечения массового доступа к материалам, в том числе с использованием компьютерных технологий; в) рост учебной аудиторной нагрузки; г) увеличение числа студентов в семинарских группах; д) нормативное уменьшение затрат времени на контроль знаний при росте потребности в проверке качества усвоения знаний и др. Обстоятельная разработка собственно теории когнитивного диссонанса принадлежит Л. Фестингеру (1957): диссонанс понимается как существование отношения несоответствий между когнициями (знание, представление, мнение) в пределах социальной общности. Диссонанс проявляется как неудовлетворительное оправдание выбора, которое ведет к нарушению психологического комфорта личности. В свою очередь обнаружение явлений когнитивного диссонанса приводит к стремлению понизить (минимизировать) возникшие рассогласования (несоответствия) или к избеганию ситуаций, в которых диссонанс может повыситься. В 1970-е «диссонансные эффекты» были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем. В настоящее время теория когнитивного диссонанса занимает одно из первых мест в исследовании закономерностей социального поведения и оказания коммуникативного воздействия в условиях массовой коммуникации. Усложнение социального мира и необходимость разработки адекватных теоретических моделей этого мира нарастают в условиях искусственного снижения роли социально-гуманитарных наук в профильном образовании России, в анализе идеологий (не случайно отсутствует общенациональная идея). В таких условиях в сознании специалистов с высшим образованием не складывается комплексное и структурированное понимание сложных социальных процессов, растут риски националистического и религиозно-сектантского выбора социального поведения, рассогласования естественно-технического и социально-гуманитарного мышления.
Еще на уровне более ранней (начала 1950-х) теории «социальных сравнений» Л. Фестингера становится ясно, что без достойных образцов, которые может предложить социология, личность обречена на угнетенное саморазвитие. Теория объясняла, каким образом человек оценивает самого себя в условиях отсутствия какого-либо объективного социального стандарта. Представим модель: все последние двадцать лет в России не было предложено целостного стандарта социального поведения, и в таких условиях у социологии, обладающей данными относительно стандартов и закономерностей социального развития, отняли право быть обязательной дисциплиной в образовательном процессе. Тем самым лишалось почвы верное самосознание. То, что касалось сравнения умений и навыков — своих и выбранного в качестве «эталона» человека — и могло складываться в достаточно верную оценку, без теоретических основ и анализа эмпирических данных, без социологии теряет силу. [21, 23, 27].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.