КОКС Харви Галлахер

Найдено 1 определение
КОКС Харви Галлахер
(р. 1929) - американский протестантский теолог, доктор философии по специальности «история и философия религии». Окончил Пенсильванский университет (1951) и Йельскую теологическую семинарию (1955). С 1956 г. - баптистский пастор. Преподает в теологических учебных заведениях Мексики, Перу, Германии и США, с 1965 г. профессор теологии в Гарвардском университете. К. автор многих трудов, посвященных различным аспектам положения религии в современном мире. Среди интересовавшей его тематики - отношение христианства к явлениям карнавально-праздничной культуры («Праздник шутов. Теологический очерк празднества и фантазии», 1969), специфика народных религий и их место в духовной жизни общества («Соблазн духа. Использование народной религии и злоупотребление ею», 1973), неоориенталистские культы нетрадиционные в западном мире («Искаженный Восток: надежда и опасность нового ориентализма», 1977). взаимодействие христианства с другими системами религиозных верований, социальное значение христианской теологической мысли. Широкую известность взгляды К. получили после выхода в свет книги «Секулярный город. Секуляризация и урбанизация в теологической перспективе » (1965), выдержавшей десятки переизданий и переведенной на многие языки. В этой работе предложен опыт христианского осмысления секуляризации, сочетающий теологическое объяснение (в протестантской традиции, идущей от Д. Бонхёффера, Ф. Гогартена, П. Ван Бурена и др.) с подходами из области социологии религии (созвучно позициям Бергера, Вебера, Блока). Секуляризация, по К., означает становление образа жизни и мысли, которые «расколдовывают» сферу мирского, расширяют пределы человеческой свободы. Этот процесс изменяет статус религии, переводя ее из состояния универсально господствующего фактора духовной регламентации в положение лишь одного среди многих элементов социально-нравственного порядка человеческого бытия. Традиционные модели монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам) с трудом вписываются в изменившуюся социальную реальность, из чего и следуют периодические конфликты между их фудаменталистски и модернистски настроенными последователями. В то же время Творец, по убеждению К., открывается верующие не только в культе религиозном, но и в «трудных ситуациях» их профанного существования, что требует нового взгляда на смысл религии. Секуляризация рассматривается К. как необходимое следствие исторического развития религиозных систем, по ходу которого духовная жизнь постепенно концентрируется в среде городской культуры. Город («мирской град») является также и символическим эквивалентом нового типа общества, которому свойственны открытость, плюралистичность, эстетизация и обмирщение сакрального. Освобождая человека от принудительно-нормативного воздействия институтов религиозных, секуляризация «повышает ставки» социальной ответственности и побуждает к поиску более глубоких, нежели традиционное ритуально-культовое поклонение, духовных основ жизни. Это ведет к появлению приватных форм религиозности, повышенному значению индивидуальных мотивов религиозного самоопределения. Не всем верующим удается удержать это состояние. Негативной его стороной оказывается секуляризм, который вообще отвергает какую-либо ценность религий и замещает их самодостаточностью мирских интересов. Опасность секуляризма К. видит в утрате трансцендентного ориентира, что может быть чревато обожествлением и превращением в абсолют исключительно человеческого, несовершенного и склонного к порокам начала. В труде «Религия в секулярном городе: к постмодернистской теологии» (1984) К. уточняет свой взгляд на теологию в «постсовременную» эпоху, считая ее способной к созиданию такого образа религии, который был бы социально функционален, т. е. созвучен актуальным задачам общества. Главное внимание должно быть уделено былой «периферии» теологических интересов - «смутной силе народного благочестия», соприкосновению христианского мира с политизирующимися другими религиями, доведению теологических истин до обыденного сознания верующих. Динамика религиозной жизни общества определяется, по мнению К., в низовых структурах организаций религиозных. Там идет «возвращение религии» в секулярное общество - возникают нестандартные, по каноническим меркам, явления «мирской духовности» и «деятельного мистицизма», близкие к повседневным потребностям верующих; складываются новые практики религиозные, доступные всем членам «низовых общин»; даже в самой теологии нарастает партикуляризм, адресующий ее от глобальных оценок к религиозному осмыслению специфических жизненных ситуаций. Не пройдя через «мирской град», не постигнув разнообразия его духовных и социальных запросов, религия не может выполнить и свою спасающую роль.

Источник: Социология религии. Словарь.