КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
иррациональная составляющая человеческой психики, способная прорываться в сознание в виде снов, оговорок и политических убеждений.

Источник: Альтернативный социологический словарь

коллективное бессознательное
collective unconscious — термин швейцарского психолога К. Юнга (Carl Gustav Jung, 1935). - 1. Общие для всех аспекты бессознательного; психические процессы, которые не представлены достаточно полно в сознании индивидов, но которые оказывают активное влияние на поведение людей. В архетипах коллективного бессознательного Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. 2. Психические ориентиры, передающиеся по наследству; в теории Юнга «расовое бессознательное».

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

бессознательное коллективное
1) по К. Юнгу (его термин) – общие для всех аспекты бессознательного; психические процессы, которые не представлены достаточно полно в сознании индивидов, но которые оказывают активное влияние на поведение людей; 2) психические ориентиры, передающиеся по наследству (К. Юнг, в частности, называет расовое бессознательное); 3) по К. Маннгейму – иррациональные основания систем знания. - Литература: Юнг К. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное. М.: Приор, 1999; Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
англ. collective unconscious; нем. Unbewutes, kollektive. 1. Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании индивида (или представленных с недостаточной степенью осознанности), но оказывающих активное, а иногда и определяющее влияние на поведение значительных общностей людей (напр., толпы). 2. По К. Юнгу - особый класс психических явлений (архетипы), к-рые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству, и определяющие схо- жесть поведения людей, относящихся к нек-рому "коллективу" (напр., к одному этносу).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей.
Термин "К.Б." был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.-Г. Юнгом , который в работе "Психология бессознательного процесса" уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им "Архетипы коллективного бессознательного", он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний "сверхличностного или коллективного бессознательного". Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что "коллективное бессознательное - нечто вроде осадка опыта и одновременно - образ мира как некая его априорность". В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы . В другом разделе данного труда, озаглавленном "Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное", он писал о том, что в глубинном слое К.Б. дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.
В понимании Юнга содержание К.Б. - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, К.Б. характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.
В докладе "Понятие коллективного бессознательного", прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о К.Б. Согласно этим представлениям, К.Б. можно охарактеризовать следующим образом: оно развивается не индивидуально, а получено по наследству; состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения; включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же; идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого; имеет мифологические по своему характеру содержания; состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом; является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом; представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность; вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли; может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.
Вводя в концептуальный остов понятие "К.Б.", Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их "прафантазиями", "архаическими остатками", тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе "Тотем и табу" Фрейд говорил об "унаследовании психических предрасположений", а позднее - об "архаическом наследии прошлого" и "унаследованных схемах". В частности, в работе "Человек Моисей и монотеистическая религия" он обращал внимание на то, что "в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие". По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и "следы памяти о переживаниях прежних поколений".
Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие "К.Б.", считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что "содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей". Поэтому, не прибегая к понятию "К.Б.", Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о "психическом конденсате", ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, "врожденная" символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.
В.М. Лейбин

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.41 мб

Происхождение архетипов коллективного бессознательного

Найдыш Вячеслав Михайлович
В статье анализируется проблема происхождения архетипов, представление о которых было сформулировано К.Г.Юнгом в учении о коллективном бессознательном.
Читать PDF
79.59 кб

Представления о медицине в коллективном бессознательном

Долганов М. В.
Обсуждается роль символов коллективного бессознательного, в частности, символа медицины. Проводится его теоретическое моделирование и прогнозирование результатов воздействия на пациента.
Читать PDF
9.81 мб

Тоталитарная преступность и коллективное бессознательное

Антонян Ю.М.
Впервые в криминологии представлена тоталитарная преступность в качестве самостоятельного вида преступности.
Читать PDF
471.26 кб

Коллективное бессознательное в массовой политической культуре

Бенина Л. И.
В статье рассматривается роль политических настроений, мифов и архетипов коллективного бессознательного в развитии массовой политической культуры российского общества. Опираясь на положения теории К. Г.
Читать PDF
1.07 мб

Структурно-функциональный анализ архетипов коллективного бессознательного

Давыдов Иван Павлович
Гипотеза автора состоит в пресуппозиции фундаментальных функций архетипичных образов коллективного бессознательного.
Читать PDF
349.67 кб

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНО-БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО КАК ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Коваленко С. В.
Читать PDF
175.50 кб

Перспективы использование в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного

Малышев В. С., Геращенко Л. Л.
Архетипы и их использование способны стать как позитивным способом создания высокохудожественных образов, так и таят в себе опасность негативного воздействия на психику зрителя.
Читать PDF
175.50 кб

Перспективы использование в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного

Малышев В. С., Геращенко Л. Л.
Архетипы и их использование способны стать как позитивным способом создания высокохудожественных образов, так и таят в себе опасность негативного воздействия на психику зрителя.
Читать PDF
280.13 кб

Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла)

Вавилова Елена Юрьевна
В статье исследованы взгляды представителей аналитической психологии и на их основе выявлена диалектика добра и зла в образах коллективного бессознательного.
Читать PDF
219.96 кб

Архетипические принципы образования пространства коллективных, бессознательных представлений

Маленко Сергей Анатольевич
Дан анализ властных сценариев геометризации бессознательных представлений индивидов, которые выступают, с одной стороны, фундаментом для создания архитектурных стереотипов современной цивилизации, с другой одним из ведущих способо
Читать PDF
1.67 мб

Иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта

Девдариани Наталья Валерьевна
Рассматривается иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта Запада и Востока.
Читать PDF
131.25 кб

Коллективное бессознательное и общественное сознание в структурной модели социального поведения

Мяконьков В.Б.
Now, when the present-day civilization is moving to the era of globalization, the social behaviorist model of individuals and society needs updating. The author gives a theoretical explanation (based on Z.
Читать PDF
227.97 кб

Структуры коллективного бессознательного в контексте универсальных гиперболических распределений

Данилевский Игорь Владимирович
В статье дается объяснение механизма функционирования так называемых гиперболических распределений в экономике, политике, культуре и других сферах, среди которых наиболее известны законы Ципфа, Парето, Лотки.
Читать PDF
226.92 кб

Идентичность и коллективное когнитивное бессознательное (к социологическому портрету студентов Калмы

Бадмаев Валерий Николаевич, Кальдинова Галина Павловна
Статья посвящена анализу результатов социологического опроса студентов Калмыцкого государственного университета, проведенного в рамках проекта «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов».
Читать PDF
236.77 кб

Роль архетипов индивидуального и коллективного бессознательного в процессе социальной адаптации личн

Терещенко А. Г.