КОММЕНТАРИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОММЕНТАРИЙ
GLOSSING) Для этнометодологов все высказывания и действия являются индексными, то есть их смысл обусловливается лишь их контекстом. Деятелям приходится осмысливать эти высказывания и действия посредством обращения к их контексту, иными словами, «восстанавливать» индексность. Поскольку определение контекста может быть бесконечной задачей, деятели вырабатывают некое стенографическое описание или комментарий (gloss — глосса, пояснение, толкование) того, что происходит, того, что имеет для них смысл. См. также: Этнометодология. Лит.: Cuff and Payne (eds) (1979)

Источник: Социологический словарь

Комментарий
выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу события, факта с определенной оценкой, раскрывающей авторскую позицию. Комментарий следует за новостями и сообщениями и представляет собой аналитические высказывания по актуальным проблемам или событиям. Он должен помочь зрителю сформировать собственное мнение. Достигается это путем углубленного анализа проблем, осмыслением новостей в их взаимосвязи, изложением подоплеки и возможных последствий тех или иных событий. Комментарий всегда передает субъективный взгляд и суждения автора. Предпосылками профессионального комментария являются независимость мышления автора, компетентность в данном вопросе и опыт в освещении общественных проблем. Комментатору необходимо учитывать степень подготовленности зрителей в том или ином вопросе. Ему следует убеждать аудиторию логикой мотивировок, темпераментом речи и заметной дистанцией по отношению к материалу. Он должен быть готов поставить под сомнение свое мнение, признать свои ошибки и перепроверить свои суждения. Чем короче телекомментарий, тем большей тщательности требует его подготовка. Здесь важны эффективное начало и конец. Короткий комментарий должен ясно выражать мысль, быть свободным от отступлений познавательного характера. Короткие фразы, в ряде случаев повторение основной мысли, ограниченное использование иностранных слов облегчат понимание комментария.

Источник: Терминологический словарь телевидения основные понятия и комментарии

Комментарий
как метод применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний, в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно комментируют одна другую. Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий» стало применяться во второй половине XX века. Публикации, подходящие под это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) наиболее важные события. В общем ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также высказывает их оценку, формулирует прогноз дальнейшего развития и т.д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. Таким образом, любой комментарий по существу является аналитическим. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения. Как самостоятельный жанр комментарий родился из широко распространенного в конце XIX – начале XX веков краткого аналитического сообщения типа корреспонденции. Этот процесс протекал параллельно с образованием разных жанров информации в ее сегодняшнем понимании. И комментарий, и информационные жанры были и остаются оперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их. Современный комментарий преследует, как правило, следующие цели: - направить внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценить их; - поставить комментируемое событие в связь с другими, выявить причины этого события; - сформулировать прогноз развития комментируемого события; - обосновать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач. Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты, комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности. Функции комментария неразрывно связаны с его предметом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к академическим – он возникает из повседневной журналистской практики. Определение цели будущего выступления предполагает ясность в определении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета с другими объектами реальности, вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. Бесконечное многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы: - об особенностях или новых качествах факта, его ценности; - о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях; - о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта); - о порядке развития комментируемого явления; - о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта; - о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов. Аналогично известным вопросам, присущим информационному сообщению: «что?», «где?», «когда?», «как?», комментарию присущи вопросы: «что действительно?», «кто действительно?», «при каких обстоятельствах?», «почему?», «кто за этим стоит?», «кому выгодно?», «что делать?». Первым шагом при подготовке комментария, как и при подготовке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому автор должен четко ответить себе на вопросы: - какое явление я хочу осветить? - что я должен рассказать читателю, какое знание дать ему? - какие чувства у него пробудить? - какие знания, представления о предмете будущего выступления у меня уже есть? - какие могут возникнуть возражения у моего предполагаемого оппонента? Как их учесть, упредить в публикации? Чем яснее замысел автора, тем точнее его решение о постановке определенных вопросов, на которые надо ответить. Чем яснее цель и постановка вопросов, тем целенаправленнее собирается информация, тем глубже продумываются связи предмета, тем легче и увереннее, в конце концов, пишется материал. При всей эластичности своей формы комментарий обладает относительно прочной структурой. Комментарий представляет собой (за исключением кратких форм комментария) структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Это предопределено содержанием, функциями, предметом жанра. В ходе рассуждения комментируемое (часто новое) событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как правило, уже известными аудитории. Таким образом, осуществляются интерпретация новых явлений, их объяснение, оценка. Хороший комментарий всегда имеет хорошее логическое заключение. Комментируемые и комментирующие факты, их детали, подробности служат аргументами в пользу выдвигаемого автором тезиса или посылками его умозаключения. Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов: - разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события); - детализация комментируемых событий, восстановление подробностей, признаков, которые важны для постановки вопросов; - сравнение фактов, разработка аналогий, например с прецедентами; проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета), комментария; - противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий; - интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык). Эти и другие аналитические способы применяются по отдельности или комбинированно, их выбор проистекает из конкретной цели доказательного рассуждения и постановки необходимых вопросов. Независимо от того, какой способ используется, комментарии содержат ряд типичных структурных элементов (основных частей комментария): сообщение о комментируемом событии и постановка задачи комментария; формулирование возникших в связи с этим событием вопросов; изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей; выявление тезисов, отражающих отношение автора к освещаемому событию, изложение их или в начале текста, или непосредственно вслед за постановкой вопросов, относящихся к комментируемому явлению. Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому за редким исключением все они должны присутствовать в комментарии, иначе он может просто оказаться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен и не изложен аудитории, то постановка вопросов повисает в воздухе, и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении общей точки зрения по поводу неких, неизвестных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда комментатор начинает с факта, приведенного для привлечения внимания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим комментированию. Ошибка в комментировании возникает и в том случае, когда постановка вопросов, связанных с комментируемым фактом, не проявлена в тесте. В этом случае аудитории не ясна проблема, которую обсуждает автор, или она узнает о ней слишком поздно. Поэтому следует сделать все возможное, чтобы текст содержал все структурные элементы в необходимой последовательности, и тем самым включить аудиторию в активный мыслительный процесс. Если же автор сам не понимает цели комментария, плана постановки вопросов, то может случиться, что он вообще не будет комментировать что-то, а будет просто сообщать определенные факты. Особую роль играют качество поставленных вопросов, их актуальность, проблемность, точность, из этих характеристик проистекает качество аргументов, комментирующих мыслей, фактов. От качества комментирующих фактов, мыслей зависит возможность небанального, обоснованного вывода (хотя в коротком комментарии следствие может вытекать непосредственно из исходных фактов). Как правило, в полновесных комментариях комментирующие мысли и факты необходимы для оценки исходных фактов и основания заключений. Хороший комментарий должен иметь ясные выводы, если они отсутствуют, последовательность мысли автора может быть не уяснена аудиторией. Целенаправленный, исходящий от комментария к аудитории импульс будет слабым. Это не подразумевает обязательность преподнесения выводов в дидактической форме, они могут как бы сами по себе следовать из логики размышлений автора и взаимосвязи приведенных им фактов, примеров, позволяющих аудитории (при соответствующей подготовке) самостоятельно сказать последнее слово: «Комментарии излишни». В рассмотрение технологии комментария важно включить и характеристику признаков его заголовков. Хороший заголовок комментария, как и заголовок любого иного текста, сигнализирует о характере публикации. Он находится в тесной связи с построением и способом комментария. Часто при этом речь идет о кратком оформлении вопроса; характерным здесь представляется частое использование вопросительных предложений или тезисов. Иногда заголовок включает в себя главный аргумент, иногда - интересную и характерную, знаковую деталь. Заголовок может также проявлять один из главных способов комментирования, примененный автором, например, противопоставление. Содержательно заголовок комментария отражает прежде всего событие или связанную с ним ситуацию, процесс, тенденцию, задачи, пути их решения, оценку. Он может обозначать и взаимосвязи или отражать полемическую направленность комментария. Основные положения подготовки комментария обусловлены функционально, Они прямо вытекают их задач жанра, определяются внутренней его логикой, логикой заключенного в его основе доказательного рассуждения. Это предъявляет высокие требования к логике мышления, логике действий комментатора. Принимая во внимание скорость, с которой должны готовиться комментарии, этот жанр требует от автора высокого самоконтроля, профессионального самосовершенствования, эрудиции.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
345.07 кб

Виртуализация социального насилия: знамение эпохи? (Развернутый комментарий к статье А. М. Буровског

Назаретян Акоп Погосович
Рост насилия в современном мире представляет собой иллюзию, обус-ловленную закономерностями восприятия и памяти. В действительности социальное насилие принимает сравнительно более опосредованные символические формы.
Читать PDF
82.09 кб

Комментарий к дискуссии о книге «Практики и идентичности: гендерное устройство»

Гапова Елена
Читать PDF
241.22 кб

Методический комментарий к разделу «Информация»

Читать PDF
412.08 кб

Информация: Результаты опросов I. Методический комментарий к разделу "Информация" II. Настроения, мн

Читать PDF
103.39 кб

Размышления после исследования. Комментарий к методическому отчету опроса: Дагестан

Реммлер В. Ю.
Читать PDF
1.32 мб

Методический комментарий к разделу "информация"

Читать PDF
44.37 кб

Информация: результаты опросов I. . Методический комментарий к разделу «Информация» II. Настроения,

Читать PDF
1.41 мб

Методический комментарий

Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 019. Аггер Б. Деррйда и социология. Комментарий к статье Фуша и Уорда. Agger В. Derrida of s

Виноградова Т. В.
Читать PDF
104.11 кб

Комментарий к рубрике

Читать PDF
36.55 кб

Комментарий к статье С. Фуллера «в чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпри

Филонович С. Р., Константинов Г. Н.
Статья известного социолога Стива Фуллера находится в русле исследований, связанных с ревизией роли университетов в современном обществе.
Читать PDF
118.88 кб

Когнитивные способности и дискриминация на рынке труда. Комментарий к статье Мэтью Холла и Джорджа ф

Абрамов Роман Николаевич
Автор подробно анализирует предпосылки работы, проведенной М. Холлом и Дж.
Читать PDF
0.00 байт

Глобальные тенденции и новые вызовы (комментарий к статье профессора Н. П. Грибина)

Яницкий Олег Николаевич
Статья представляет собой краткий комментарий к статье профессора Н.П. Грибина об аналитическом обзоре «Глобальные тренды: парадоксы прогресса», подготовленном Центральным разведывательным управлением США.
Читать PDF
460.46 кб

Мыслить о повседневности не повседневно: развернутый комментарий к фотографии

Кудрявцев Владимир Товиевич
Читать PDF
0.00 байт

Краткий комментарий от автора перевода

Розенберг Г.С.
В статье даны некоторые комментарии к переводу статьи Х. Хирша «Индекс для количественной оценки индивидуальной научно-исследовательской продукции» (2005 г.).

Найдено книг по теме — 16