( КМ ) – взаимосвязь и взаимодействие субъектов коммуникации, осуществляющиеся в социальных системах. Основные элементы такой коммуникации: отправитель (актор, кодирующий и передающий информацию), получатель (актор, получающий и декодирующий информацию), сообщение (совокупность информации), канал (средство передачи информации), эффект (изменения в поведении получателя), обратная связь (ответное сообщение), барьеры (помехи, препятствующие эффективной коммуникации), контекст (конкретная ситуация, в рамках которой происходит коммуникация). В системах с управлением действуют законы коммуникации: динамические (отражающие жестко детерминированную связь управленческих воздействий и реакции на них) и статистические (отображающие нелинейные зависимости, основанные на социальных фактах, статистических данных). В действующем КМ, субъекты – участники совместной деятельности, вступают в коммуникацию, стремясь достичь взаимопонимания, консенсуса ( по Ю. Хабермасу). При помощи КМ осуществляется социально значимый процесс персонального и массового взаимодействия по поводу решения общезначимых вопросов. В такой системе центром коммуникативного взаимодействия и информационных потоков становится социальное ядро организации во главе с руководителем.
Лит.: Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002; Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997; Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал, 1995, № 3; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. Тихонов А.В.Социология управления. М.,2009. О.А. Волкова
170.16 кб
Коммуникационные механизмы влияния на этнополитическую сферу
При исследовании социально-политических и этнических процессов современности необходимо учитывать тенденции глобализации и информатизации, которые влияют на все стороны жизнедеятельности общества.