одно из базовых понятий в социологии, употребляющееся для обозначения процессов социального взаимодействия и обмена информацией.
В социологии организаций К. в О. рассматривается прежде всего как предпосылка принятия решений и как способ существования и функционирования социальных систем. В социологии организаций и обшей теории организации проблема К. в О. является объектом детального изучения в рамках относительно автономного направления исследований (см. Социология организаций). Они рассматриваются как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников (социальных групп) (см. Организационное поведение), как элементы процессов передачи информации, системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие ее содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации и др. (см.: Управленческие (организационные) решения; Искажение информации в организации). К. в О. является также основой формирования, воспроизводства и изменения организационной структуры (см. Структура организации).
На ранних стадиях исследований К. в О. преобладали однонаправленные психологизированные или формально-организационные подходы. В рамках первых подходов специальные исследования К. в О. начались в 40-е гг. XX в. и были связаны с разработками К. Левина, К. Ховланда, П. Лазарсфельда. В этот период получили распространение линейно-психологические модели исследований, в которых указанный процесс сводился к схеме, получившей название И. К. С. П. (источник информации, канал коммуникации, содержание информации, получатель). В этой схеме исследователи сосредоточили внимание на однонаправленном процессе передачи информации от источника к получателю и единичном акте коммуникации. Процесс обратной связи и структуру коммуникаций, как правило, они не рассматривали.
Первые работы в области формальных коммуникаций принадлежат представителям классической школы и датируются началом XX в. (см. Классическая школа организации и управления). Одним из первых, кто попытался сформулировать принципы деловых формальных К. в О., был А. Файоль. К. в О. выступали в виде однонаправленного акта передачи информации по иерархической вертикали формальной структуры. Согласно принципам коммуникации, с одной стороны, предписывалась необходимость использовать все формально-иерархические звенья при передаче информации, запрещалось прерывать линии коммуникации и «перепрыгивать» при передаче информации «через голову непосредственного руководителя», а также требовалось, чтобы устройство системы коммуникаций позволяло любому работнику передавать сообщение вверх или вниз по иерархии; а с другой – допускались наиболее короткие взаимодействия между работниками разного функционального назначения, но находящимися на одном иерархическом уровне («мостик Файоля»). А. Файолем была также впервые сформулирована проблема «информационной перегрузки» и «закупорки каналов информации».
Важная роль формальных коммуникаций при передаче деловой информации подчеркивалась представителями школы социальных систем (Ч. Барнард) и эмпирической школы (Э. Дэйл. С. Дэвис и др.). Так, Э. Дэйл связывал систему коммуникаций с деятельностью руководителя и трактовал К. в О. как процесс передачи илей, информации, Приказов или инструкций, причем таким образом, «чтобы адресат точно понимал их назначение» (см.: Школа социальных систем; Эмпирическая школа).
Новый этап в изучении структуры К. в О. связан с проблематикой неформальной системы коммуникаций. Представители школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, К. Арджирис), во-первых, обратили внимание на то, что К. в О. не ограничиваются официальными сообщениями, а, во-вторых, указали на важную роль неформальной структуры отношений в организации деловых коммуникаций и на двусторонний характер коммуникаций (см. Школа человеческих отношений).
Сходную точку зрения развивали и некоторые представители школы социальных систем и социотехнической концепции организации (см. Организация как социотехническая система). Так. Ч. Барнард выделял роль неформальных организаций в передаче неофициальных сообщений (слухов), а Г. Саймон и Дж. Вудворд подчеркивали значимость неформальных каналов для реализации деловых коммуникаций н горизонтальных каналов связи. Особая роль в разработке теории К. в О. принадлежит Г. Саймону. Он впервые указал на роль организационной структуры как фактора, обеспечивающего предсказуемость отношений в организации.
172.62 кб
Модель коммуникационного процесса организации
В статье рассматриваются особенности коммуникаций, коммуникационного процесса и общения, функции коммуникаций с позиции разных авторов. Автором предлагается модель коммуникационного процесса организации