КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
одно из базовых понятий в социологии, употребляющееся для обозначения процессов социального взаимодействия и обмена информацией.
В социологии организаций К. в О. рассматривается прежде всего как предпосылка принятия решений и как способ существования и функционирования социальных систем. В социологии организаций и обшей теории организации проблема К. в О. является объектом детального изучения в рамках относительно автономного направления исследований (см. Социология организаций). Они рассматриваются как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников (социальных групп) (см. Организационное поведение), как элементы процессов передачи информации, системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие ее содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации и др. (см.: Управленческие (организационные) решения; Искажение информации в организации). К. в О. является также основой формирования, воспроизводства и изменения организационной структуры (см. Структура организации).
На ранних стадиях исследований К. в О. преобладали однонаправленные психологизированные или формально-организационные подходы. В рамках первых подходов специальные исследования К. в О. начались в 40-е гг. XX в. и были связаны с разработками К. Левина, К. Ховланда, П. Лазарсфельда. В этот период получили распространение линейно-психологические модели исследований, в которых указанный процесс сводился к схеме, получившей название И. К. С. П. (источник информации, канал коммуникации, содержание информации, получатель). В этой схеме исследователи сосредоточили внимание на однонаправленном процессе передачи информации от источника к получателю и единичном акте коммуникации. Процесс обратной связи и структуру коммуникаций, как правило, они не рассматривали.
Первые работы в области формальных коммуникаций принадлежат представителям классической школы и датируются началом XX в. (см. Классическая школа организации и управления). Одним из первых, кто попытался сформулировать принципы деловых формальных К. в О., был А. Файоль. К. в О. выступали в виде однонаправленного акта передачи информации по иерархической вертикали формальной структуры. Согласно принципам коммуникации, с одной стороны, предписывалась необходимость использовать все формально-иерархические звенья при передаче информации, запрещалось прерывать линии коммуникации и «перепрыгивать» при передаче информации «через голову непосредственного руководителя», а также требовалось, чтобы устройство системы коммуникаций позволяло любому работнику передавать сообщение вверх или вниз по иерархии; а с другой – допускались наиболее короткие взаимодействия между работниками разного функционального назначения, но находящимися на одном иерархическом уровне («мостик Файоля»). А. Файолем была также впервые сформулирована проблема «информационной перегрузки» и «закупорки каналов информации».
Важная роль формальных коммуникаций при передаче деловой информации подчеркивалась представителями школы социальных систем (Ч. Барнард) и эмпирической школы (Э. Дэйл. С. Дэвис и др.). Так, Э. Дэйл связывал систему коммуникаций с деятельностью руководителя и трактовал К. в О. как процесс передачи илей, информации, Приказов или инструкций, причем таким образом, «чтобы адресат точно понимал их назначение» (см.: Школа социальных систем; Эмпирическая школа).
Новый этап в изучении структуры К. в О. связан с проблематикой неформальной системы коммуникаций. Представители школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, К. Арджирис), во-первых, обратили внимание на то, что К. в О. не ограничиваются официальными сообщениями, а, во-вторых, указали на важную роль неформальной структуры отношений в организации деловых коммуникаций и на двусторонний характер коммуникаций (см. Школа человеческих отношений).
Сходную точку зрения развивали и некоторые представители школы социальных систем и социотехнической концепции организации (см. Организация как социотехническая система). Так. Ч. Барнард выделял роль неформальных организаций в передаче неофициальных сообщений (слухов), а Г. Саймон и Дж. Вудворд подчеркивали значимость неформальных каналов для реализации деловых коммуникаций н горизонтальных каналов связи. Особая роль в разработке теории К. в О. принадлежит Г. Саймону. Он впервые указал на роль организационной структуры как фактора, обеспечивающего предсказуемость отношений в организации.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
172.62 кб

Модель коммуникационного процесса организации

Логунова И. В.
В статье рассматриваются особенности коммуникаций, коммуникационного процесса и общения, функции коммуникаций с позиции разных авторов. Автором предлагается модель коммуникационного процесса организации
Читать PDF
468.30 кб

Организация системы корпоративных коммуникаций

Ярушкина Надежда Глебовна, Шаповалов Владимир Николаевич
Предложено структурно-функциональное решение построения системы корпоративных коммуникаций и принципы её взаимодействия с информационной средой организации
Читать PDF
1.45 мб

Современные коммуникации: организационный подход

Конушкина А.О., Федорова А.В.
Читать PDF
136.12 кб

Системный подход к анализу организационных коммуникаций

Вишневецкий Евгений Германович
В статье дается теоретическое обоснование формальных и неформальных коммуникаций.
Читать PDF
77.13 кб

Интернет-коммуникации российских гражданских организаций

Чуркина О.А.
This article is based on research of Internet-communications of Russian non-governmental organizations. Research was conducted using content-analysis of 300 NGO web-sites.
Читать PDF
981.48 кб

Коммуникации образовательной организации в сети интернет

Лисник Виктория Ивановна
В данной статье рассматривается значимость коммуникаций образовательной организации при переходе на новый уровень управления.
Читать PDF
394.73 кб

Управление коммуникацией при организации учебного процесса

Хиркова Е. В.
Рассмотрены особенности построения процесса коммуникации при организации учебных занятий по социологии.
Читать PDF
239.75 кб

Технологии организации политической коммуникации в Интернете

Тощева Анна Витальевна
В статье рассматриваются способы ведения политической коммуникации в сети, ставшие востребованными в начале второго десятилетия 2000-х годов, когда мировую и российскую общественную жизнь захлестнула волна уличных протестов.
Читать PDF
341.75 кб

Консультирование по стратегической организационной коммуникации

Иванов Михаил Аркадьевич
В статье излагается опыт консультирования первых лиц крупных и средних коммерческих компаний по стратегическим коммуникациям.
Читать PDF
130.45 кб

Функциональный подход в исследованиио организационных коммуникаций

Кривокора Е. И.
Читать PDF
129.03 кб

Формирование навыков академической коммуникации: организация работы

Левченко Виктория Вячеславовна, Агрикова Елена Вячеславовна, Воронина Марина Анатольевна
В статье представлен опыт организации работы по формированию навыков академической коммуникации у субъектов образовательного процесса.
Читать PDF
251.88 кб

Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия

Баландина Т.М.
В статье исследованы концепции социальных коммуникаций, парадигмы организационной культуры, интегрируется теоретический контекст взаимозависимости развития социальных коммуникаций и организационной культуры на современном предприя
Читать PDF
184.70 кб

Потенциал управления неформальными коммуникациями в современной организации

Страхов М.В.
В данной статье проведены сравнительный анализ и сопоставление различных аспектов управления неформальными коммуникациями в современной организации.
Читать PDF
400.59 кб

Коммуникация как основа управления школьной организацией в условиях инклюзии

Никифоров Артем Игоревич
В данной статье, поднимающей проблему инклюзивного образования в рамках российских общеобразовательных школ, обосновывается необходимость развития коммуникационного пространства школьных организаций.
Читать PDF
176.54 кб

Коммуникационный консалтинг в системе информационной безопасности организации

Киреева Ольга Феликсовна
Коммуникационный консалтинг представлен в системе информационной безопасности организации.

Похожие термины:

  • Организация коммуникации

    это согласование различных видов мыследействий коммуникантов в рамках соответствующих позиций (функциональных мест в структуре коммуникации), приводящее к эффекту совместного движения мысли. В
  • КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

    коммуникация как внутри организации между ее группами, составляющими подразделениями (процесс распространения информации через общедоминирующий центр и межгрупповые связи), так и вне организац