Коммуникационный барьер

Найдено 1 определение
Коммуникационный барьер
(англ. communicational barrier) Фактор, снижающий эффективность коммуникационного процесса. Действие коммуникационного барьера может проявляться на разных уровнях. Это могут быть как препятствия технического характера, которые влияют на качество передачи информации и декодирования отправленного сообщения, так и барьеры, связанные с особенностями объекта и субъекта коммуникации и, соответственно, спецификой формирования и понимания передаваемого сообщения (если, например, семантические коммуникационные барьеры не совпадают с активным словарем (тезаурусом) участников коммуникации, реципиенты не понимают сообщений отправителей или понимают не так, как это предполагалось). Существуют также межкультурные, социальные, технологические, психологические и иные барьеры, каждый из которых снижает эффективность коммуникации. Понятие коммуникационного барьера обычно применяется в отношении межличностной коммуникации; в описании коммуникационных систем чаще используется термин «коммуникационный шум», хотя иногда понятие «коммуникационный шум» используют как синоним коммуникационного барьера – в отношении культурных, психологических и иных проблем, мешающих коммуникации. Понятие коммуникационного шума разработано в теоретической модели американских ученых К. Э. Шеннона и У Уивера («модель коммуникации Шеннона – Уивера»), описывающей структуру процесса передачи информации. Данный процесс состоит из источника информации, создающего сообщение; передатчика, преобразующего сообщение в пригодный для передачи сигнал; канала, по которому этот сигнал передается; декодера, реконструирующего сообщение; конечного получателя. Коммуникационный шум создается внешними факторами и искажает сообщение, снижая возможность его декодирования и получения.
Литература Бакулев Г П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2005. Shannon C. E., Weaver W. (1963) The Mathematical Theory of Communication. – Urbana: University of Illinois Press.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019