коммуникативистика
коммуникативистика
communication science / communicology лат. communicatio ‘сообщение, передача’. - Относительно молодая наука (время возникновения — 1960-е годы), изучающая: 1) речевую деятельность, модели поведения людей в интерактивном контексте, включая контексты межкультурной коммуникации; 2) системы средств, гуманитарные функции и потенции информационно-социальных связей, осуществляющихся на разных этапах цивилизации с помощью различных языков и вербальных и невербальных дискурсов (например, наскальные рисунки, ритуальные танцы, компьютерный дизайн, мультимедиа, Интернет и т.д.).
Коммуникативистика
Научная область знаний и дисциплина, изучающая широкий спектр теоретических и практических вопросов функционирования различных видов коммуникаций человека в обществе. За рубежом распространено обозначение Communication Science (дословно «коммуникационная наука») и Communication Studies (дословно «исследования коммуникации»), а также Communicology (дословно «коммуникология»), Коммуникативистику возможно считать некой зонтичной наукой о коммуникациях, которая вмещает в себя изучение явлений и процессов различной природы и сложности в рамках коммуникационного процесса, в том числе опосредованного медиа. Широкое распространение в России «коммуникативистика» получила благодаря трудам Л. М. Земляновой. Именно она впервые в России предложила использовать термин для обозначения академической области, изучающей гуманитарные аспекты развития медийно опосредованных коммуникационных процессов в разных регионах мира. По ее мнению, коммуникативистика изучает системы средств и общественных, ориентированных на человека функций массовых информационных связей, существующих и поддерживаемых на разных этапах развития цивилизации с использованием различных языков, вербальных и невербальных дискурсов. Также термин активно используется для обозначения группы теорий, на основании обществоведческих подходов описывающих человеческую коммуникацию. По мнению В. М. Горохова, терминологическая база должна коррелировать с более широким набором категорий, чем те, которыми оперирует теория журналистики, поэтому теория коммуникаций (коммуникативистика, или коммуникология) должна занимать приоритетное место в научном дискурсе. Коммуникативистика, по его мнению, представляет собой систему знаний, анализирующих и исследующих универсальные законы коммуникации в информационном обществе. Как отмечают И. М. Дзялошинский и А. В. Шариков, юридический статус коммуникационных наук в России не признан, хотя фактически они существуют, по проблемам коммуникаций ведется немало исследований, но в существующей системе классификации их относят к другим научным направлениям. Фундаментальные основания коммуникати‑вистики – как и любой научной теории – имеют синтетический характер и включают в себя разработки в области социологии, политологии, экономики, культурологии, этнографии, психологии, филологии, медиаисследований, а также ряда других научных направлений, обращенных к анализу системных взаимодействий в пространстве общественной информации и изучению связей субъектов, участвующих в коммуникативных взаимодействиях. История коммуникативистики начинается в середине XX века, когда появляется необходимость описать и осмыслить происходящие в США и Европе трансформации, обусловленные развитием пространства массовой коммуникации, информационно‑коммуникативных технологий. Предмет исследований данного научного направления – многочисленные формы коммуникативных взаимодействий, средства осуществления коммуникации, задачи и потенциальные результаты общественных отношений, использующих различные знаковые системы для обмена информацией и смыслами, включая все разновидности печатной и электронной культуры, мультимедийных коммуникаций и интернет‑общения.
Литература Горохов В. М. Современный тезаурус теории журналистики (поиск терминологической ниши) // Вестн. Моск. ун‑та. Сер 10: Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 39. Дзялошинский И. М., Шариков А. В. О современном состоянии и дальнейшем развитии сферы коммуникационных наук в России // Медиаскоп. – 2017. – Вып. 3. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо‑русский толковый словарь концепций. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2019.
Литература Горохов В. М. Современный тезаурус теории журналистики (поиск терминологической ниши) // Вестн. Моск. ун‑та. Сер 10: Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 39. Дзялошинский И. М., Шариков А. В. О современном состоянии и дальнейшем развитии сферы коммуникационных наук в России // Медиаскоп. – 2017. – Вып. 3. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо‑русский толковый словарь концепций. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2019.