Понятие, введенное Д. Хаймсом. Знание языка, понимаемое как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или другими внеязыковыми факторами, изучаемые ситуативной грамматикой. К.к. приобретается индивидом в процессе социализации, она позволяет человеку чувствовать себя членом социально обусловленной системы общения. Формирование К.к. выражается в овладении системой использования языка в зависимости от отношений между говорящими, места, цели высказывания. В сферу К.к. входят правила: 1) речевого этикета; 2) общения между лицами равного и различного социального статуса, возрастного статуса; 3) реализации разных по цели высказываний (просьба, приказ, обещание и т.п.).
Коммуникативная компетенция
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Коммуникативная компетенция
способность решать средствами языка (от лат. competere - добиваться, соответствовать) актуальные задачи общения из производственной и культурной жизни; умение сотрудника пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Единицами КК являются: а) сферы коммуникативной деятельности; б) темы, ситуации общения и программы их развертывания; в) речевые действия; г) социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения); д) тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения; е) типы текстов и правила их построения; ж) языковые минимумы. В структуре КК выделяют несколько составляющих: языковую (лингвистическую), речевую, прагматическую и др.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
компетенция коммуникативная
communicative competence — термин американского социолингвиста и антрополога Д. Хаймса (Dell Hymes), введенный в конце 1960-х годов на основе теории компетенции американского лингвиста н. Хомского (Noam Chomsky, 1965). - Умение корректно и уместно использовать язык в том или ином обществе, предполагающее умение говорить на языке согласно его правилам и нормам; включает также знание неписаных правил культуры, т.е. культурных и социальных норм, которые определяют адекватную (успешную) межкультурную коммуникацию. При этом существенно важно овладение языковой картиной мира данного сообщества. Коммуникативная компетенция включает четыре компонента: 1) грамматическую компетенцию (знание сочетания слов и правил); 2) социолингвистическую компетенцию (уместность-appropriateness); 3) дискурсивную компетенцию (когезия и когерентность-cohesion and coherence); 4) стратегическую компетенцию (использование коммуникативных стратегий, соответствующих ситуации). некоторые авторы выделяют только две составляющие коммуникативной компетенции: организационную (грамматическую и дискурсивную) и прагматическую (социолингвистическую и иллокутивную). Одна из трех наряду с компетенцией культурной и компетенцией языковой, составляющих межкультурной компетенции; совокупность приемов, стратегий, способствующих эффективному общению. М.М. Бахтин (1996) утверждал, что уровень коммуникативной компетенции взрослого человека определяется количеством жанров речи, которыми владеет носитель культуры.
Коммуникативная компетенция
Знание языка, которое понимается не только как владение грамматическим и словарным уровнями (языковая компетенция), но и как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или иными внеязыковыми факторами («ситуативная грамматика»). К.к. приобретается индивидом в процессе социализации, с другой стороны - она позволяет человеку не просто осознавать себя говорящим на данном языке, но и чувствовать себя членом социально обусловленной системы общения. Таким образом, К.к. связывается с процессами социализации, с широким социальным контекстом, в котором протекает речевая деятельность человека. Напр., формирование К.к. у ребенка выражается в овладении им не только грамматикой, но и системой ее использования в зависимости от отношений между говорящими, места, цели высказывания и т. п. В сферу К.к. входят правила речевого этикета (напр., использование местоимений ты или вы, выбор форм обращения), правила общения между лицами равного и различного социального статуса, возрастного статуса (напр., «свой»- «чужой», покупатель-продавец, учитель-ученик), правила реализации разных по цели высказываний (просьба, приказ, обещание и т. п.). Большинство таких правил нигде не прописаны, однако для эффективного взаимодействия между носителями языка владение ими необходимо. Понятие К.к. ввел Д. Хаймс.
Против. значение: языковая компетенция
См. также: Речевой этикет, Языковая компетенция
Против. значение: языковая компетенция
См. также: Речевой этикет, Языковая компетенция
Коммуникативная компетенция
(лат. communicatio - общение, связь + компетенция лат. competentia - принадлежность по праву) - знание участниками коммуникации помимо лексики, фонетики и грамматики языка (обладания лингвистической компетенцией), на котором осуществляется общение, стилистических и социокультурных норм, правил общения, принятых в обществе, и умение использовать все эти знания в процессе общения. Помимо собственно лингвистической и стилистической компетенции, учеными выделяются следующие составляющие КК, обеспечивающие успешное протекание коммуникации: тематическая компетенция (знание предмета коммуникации), социокультурная компетенция (знание социокультурных норм), дискурсивная компетенция (умение строить устные и письменные тексты), прагматическая компетенция (знание, как успешно достигнуть коммуникативной цели), стратегическая компетенция (выстраивание стратегии и тактики коммуникации, умение преодолеть трудности коммуникации, правила поддержания контакта с еобеседником).
Вот определения некоторых из них: лингвистическая (linguistic), или грамматическая, или формальная (grammatical competence) или языковая компетенция - систематическое знание семантики словарных единиц, грамматических правил, фонологии, которые позволяют строить и понимать лингвистически правильные и осмысленные высказывания; социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению; социокультурная компетенция (sociocultural competence) знание культурных особенностей носителя языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в систему мировой и национальной культур; дискурсивная компетенция (discourse competence) - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания. Понятие КК возникло в лингводидактике, при разработке методов формального оценивания владения иностранным языком (тестирования); стало ведущим в области обучения иностранным языкам и послужило платформой для создания учебных программ, учебных пособий и методик обучения не только иностранным, но и родным языкам. Революционным для проблем обучения иностранным языкам в этой концепции явилось то, что аппарат формирования текста на уровне предложений, а именно грамматика и лексика, более не рассматриваются как цель обучения сами по себе, но являются средством для выполнения коммуникативных целей. Понятие КК активно разрабатывается и используется в теории коммуникации, межкультурной коммуникации, лингводидактике. К термину КК близок термин коммуникативная компетентность (иногда эти термины употребляются как синонимы).
Однако возникла тенденция размежевывать их. Ср.: лингвистическая компетенция, социокультурная компетенция. Комушкативна компетенщя. Communicative language competence. General competences.
Вот определения некоторых из них: лингвистическая (linguistic), или грамматическая, или формальная (grammatical competence) или языковая компетенция - систематическое знание семантики словарных единиц, грамматических правил, фонологии, которые позволяют строить и понимать лингвистически правильные и осмысленные высказывания; социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению; социокультурная компетенция (sociocultural competence) знание культурных особенностей носителя языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в систему мировой и национальной культур; дискурсивная компетенция (discourse competence) - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания. Понятие КК возникло в лингводидактике, при разработке методов формального оценивания владения иностранным языком (тестирования); стало ведущим в области обучения иностранным языкам и послужило платформой для создания учебных программ, учебных пособий и методик обучения не только иностранным, но и родным языкам. Революционным для проблем обучения иностранным языкам в этой концепции явилось то, что аппарат формирования текста на уровне предложений, а именно грамматика и лексика, более не рассматриваются как цель обучения сами по себе, но являются средством для выполнения коммуникативных целей. Понятие КК активно разрабатывается и используется в теории коммуникации, межкультурной коммуникации, лингводидактике. К термину КК близок термин коммуникативная компетентность (иногда эти термины употребляются как синонимы).
Однако возникла тенденция размежевывать их. Ср.: лингвистическая компетенция, социокультурная компетенция. Комушкативна компетенщя. Communicative language competence. General competences.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013