КОММУНИТАРИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КОММУНИТАРИЗМ
идеология, в основе к-рой лежит подчеркивание общих интересов и ценностей, являющихся продуктом общественных связей.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КОММУНИТАРИЗМ
communitarianism) — точка зрения на проблемы благосостояния, подчеркивающая общие интересы и ценности, являющиеся продуктом общественных связей. В этом смысле коммунитаризм противоположен сугубо индивидуалистским концепциям благосостояния. Коммунитарные подходы недавно пережили возрождение в результате реакции на политическое господство тезисов благосостояния, основанных на чисто рыночных ценностях. Коммунитаризм, однако, иногда ассоциируется с культурным консерватизмом, ибо критикует социальное изменение за дестабилизацию социальных добродетелей. А. Этциони ("Дух общности", 1993) выражает это в широко известной версии коммунитарного случая, высказывая следующее суждение: выработка новых прав должна быть запрещена, поскольку "инфляция прав" приводит к девальвации моральных устоев.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КОММУНИТАРИЗМ
COMMUNITARIANISM) Критики теории прав (см.: Права) часто заявляют, что недостатком либерального индивидуализма является отсутствие адекватной теории прав как всеобщих узаконенных возможностей (universal entitlements). Коммунитаризм предполагает развитие новой теории прав, уделяющей надлежащее внимание общине (территориальному сообществу) и социальной структуре. Коммунитарно™ говорят о существовании важных коллективных прав, принадлежащих социальным группам, таким, как этнические общины, религиозные группы или профсоюзы. Хотя между коммунитаризмом и идеей прав на социальное обеспечение (welfare rights) нет какой-либо обязательной связи, коммунитаризм очевидным образом связан с бенефициарной теорией прав (benefit theory of rights). А. Макинтайр (Maclntyre, 1981) и M. Сандель (Sandel, 1982) утверждают, что для либерального капитализма характерно отсутствие согласия по поводу ценностей, что ценности, лежащие в основании индивидуалистических традиций понимания прав, несопоставимы, и что, вследствие этого, обоснованность доктрин легитимации прав вызывает сомнения. Нет какой-либо общераспространенной морали, которая могла бы быть общим основанием прав. Коммунитаризм стремится к воссозданию ценностей и этических кодексов, разрушенных индивидуализмом. Несмотря на существование множества версий коммунитаризма, все они сходятся в том, что общины, как и индивиды, могут обладать правами. Так, в работе «Дух общины» А.Этциони (Etzioni, 1993) утверждает, что общинная система морали должна способствовать перестройке американского общества, подорванного индивидуализмом. Этциони заявляет, что индивидуалистическое толкование прав способствовало, например, разрушению такого важного основания социального порядка, как семья. См. также: Ассоциативная демократия; Гражданство. Лит.: Macedo(1990)

Источник: Социологический словарь

КОММУНИТАРИЗМ
совр. идеология, основу к-рой составляет критический подход к современному об-ву, основанный на идее общечеловеческого братства. К. опирается на три положения: 1) все имеющиеся на сегодняшний день типы соц. систем не обеспечивают реализацию этических идеалов, их политич. институты далеки от совершенства; 2) все имеющиеся политич. идеологии содержат внутренние противоречия и их практическое воплощение всегда приводит к неожиданным и неприятным последствиям; 3) концептуальным ядром адекватной идеологии должна быть идея братства. С точки зрения К., личность и ее соц. роль представляют собой нерасторжимое целое, соц. фигуру, устойчивый образ, налагающий свои черты на культуру и персонифицирующий эпоху. Демократические и либеральные ценности совр. мира представляют собой идеологические конструкты, служащие средством манипуляции человеческим поведением и мышлением. Либеральные теории правового демократического об-ва индивидуалистичны, предусматривают слишком много прав индивида и слишком мало обязанностей. Проповедуемый атомарный индивидуализм вуалирует степень реальной взаимосвязанности людей в об-ве. К. считает, что бюрократическая система современного соц. управления организована так, что человек чувствует себя в  об-ве отчужденным и оторванным от др. людей. Тем не менее индивиды стремятся к удовлетворению своих личных потребностей, преследуют свои интересы. Поэтому необходима такая идеология, к-рая смогла бы вывести об-во за пределы сложившегося замкнутого пространства. Речь идет, т.о., о концепции братства людей, противостоящей идеологическому концепту справедливости, лежащему в основе всех современных идеологий. Братство в понимании К. — совершенно самостоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству, оно устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и зависимости друг от друга людей и их ролей.
Лит.: 1) Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, 2000; 2) Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998; 3)Национализм // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998. Ю.Г. Волков

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

КОММУНИТАРИЗМ
communitarianism, от англ. "community" - сообщество) - влиятельное направление в американской социальной теории, сформировавшееся в 1990-х вокруг идей и работ А. Этциони . Практически с самого момента возникновения К. развивался не только как социальная философия, но и как социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в отношениях с государством и бизнесом.
Теоретические и практические аспекты К. связаны с общей проблематикой и общим объектом - многообразием сообществ, образующих фундаментальную основу любой социальной структуры. После того, как в 1990 группой интеллектуалов в Университете Джорджа Вашингтона (во главе с А. Этциони и В. Галстоном) была сформулирована "Коммунитарная платформа", подписанная в последствии многими общественными деятелями и политиками, 1990-е стали периодом популяризации К. (и самого термина) в общественно-политических дискурсах (от журнала "Тайм" в США до политической платформы премьера Тони Блэра в Великобритании). Особую роль в этом процессе сыграли журнал "The Responsive Community" и Коммунитарная сеть (Communitarian Network), которая издает журнал и лидером которой является А.Этциони (сеть базируется в Вашингтоне). Политическая привлекательность К. объяснима его центристской ориентацией и идеологической нейтральностью, его способностью фундаментально противостоять любого типа экстремизму. К. в США равно удален от консервативной и демократической платформ и удостаивается равного внимания со стороны обоих политических лагерей, все более осознающих историческую исчерпанность поляризации политического поля. Аналогичным образом в Европе К. поднимается на флаг как универсальная идея различными политическими силами левого и правого толка. Наиболее популярная и широко воспринятая в социально-политическом контексте идея К. воплощена в трехсекторной модели общества (предложенной А.Этциони), в которой ключевую роль играет партнерский баланс между государством, рынком и сообществами.
Согласно Этциони, термин "коммунитарный" впервые появился в первой половине 19 в. и его первоначальное значение было связано с политической активностью групп, вдохновляемых коммунистической и социалистической догматикой. Однако уже в начале 20 ст. общепринятое словарное значение этого термина указывало на основные характеристики того или иного сообщества. Теоретические основы К. уходят корнями в античную философию (Аристотель), религиозно-философские представления об обществе в Ветхом и Новом Завете, католическую философию, в идеи доступного знания в философии Просвещения, социальную теорию Ф. Тенниса , Э. Дюркгейма , Р. Нисбета, Дж. Дьюи, Т. Парсонса , В. Корнхаузера. В современной социологии коммунитарной перспективе близки идеи Д. Белла , Р. Путнема, Дж. Грея. Особое значение для Этциони имеет коммунитарная философия М. Бубера (фундаментальность отношений "Я - Ты").
Новый К. конца 20 в. значительно отличается от идей своих предшественников. Для понимания сути сообществ особенно важно не противопоставление индивидуальной свободы и социальных обязательств, а поиск гибких форм баланса между личностью и обществом, между автономией и интересами сообщества, между общим благом и свободой, между правами и обязанностями.
К. проявляет себя как конструктивная оппозиция индивидуалистическому рыночно-демократическому либерализму и традиционалистскому авторитаризму, предлагающим редуктивные взаимоисключающие подходы. Этциони определяет эту проблему с точки зрения фундаментального баланса прав и обязанностей: коммунитаристский идеал - это общество, где нет асимметрии между доминирующими индивидуальными правами и редуцированной социальной ответственностью (принцип "общих ценностей и обоюдной ответственности"). Эффективная реализация прав невозможна вне сообществ, а значит невозможна без принятия обязательств перед сообществом. Забота о себе и своих правах предполагает материальное и моральное благополучие других. В этом состоит социальная справедливость (не самопожертвование, а постоянное осознание роли других). Этциони приводит пример проблемы асимметрии прав и обязанностей на материалах исследований, проводившихся его группой в Гарварде: молодые американцы отчетливо осознают свое право на беспристрастный и гуманный суд, однако не хотят признавать своей обязанности входить в жюри присяжных. Последователи К. настаивают на том, что нельзя возводить права в абсолют, доводить защиту прав до экстремизма и размножать права до бесконечности. В гражданском обществе права не должны доминировать над ответственностью (обязанностями).
С точки зрения теоретических предпосылок, К. базируется на несложной аксиоматике: а) люди рождаются и живут в сообществах (семья, друзья, школа и т.д.); б) сообщества существуют благодаря вырабатываемым в них моральным ценностям. Очевидно, что человек появляется на свет без моральных и социальных ценностей. Даже восстание против ценностей предполагает, что прежде люди их приобретают, делая их своими. Таким образом, в сообществах сначала семья (на первой линии), а затем школа и религия стоят на страже морали. В современных индивидуалистических обществах этот элемент в существенной мере утратил свою силу, поэтому неудивительно, что дети не могут сказать "нет" многим пагубным влияниям или даже убивают друг друга.
К. есть моральная доктрина, предлагающая культивирование сообществ как восстановление добродетели. Это ни в коем случае не предполагает возвращение к "традиции", которая может позволить себе моральное подавление меньшинств и клеймить за моральную неполноценность. Мораль начинается в семье и следовательно начинается с родителей. К. ставит своей задачей обратить их к пониманию ценности детей и посвящения себя детям. А.Этциони, например, предлагает политические решения этого вопроса: законодательно закрепить более гибкий рабочий график, возможность работать дома, платить пособия на новорожденных (перенять у США европейский опыт), активно противодействовать разводам. У. Галстон обращает внимание на плачевный социологический диагноз американского общества 1990-х: треть детей рождается вне брака, текущий тренд разводов приближается к 40% - т.е. 2/5 браков в США будут обречены на развод; при этом, согласно опросам, американское общество осознает упадок морали и связывает его с деградацией семьи. В США разводы - результат нагнетания индивидуализма и игнорирования ответственности. Галстон подчеркивает, что в Европе ситуация значительно более оптимистичная. Проблема разводов иллюстрируется исследованиями бедности: большинство детей из неполных семей проходят через уровень жизни, лежащий за чертой бедности, тогда как большинству детей из нормальных семей не приходится испытать бедность. Аналогичная картина с риском заболеваний среди детей (в особенности психических), переживших драму развода родителей. Таким образом, с точки зрения К., такие острые социальные проблемы как бедность и растущее неравенство являются результатом морального упадка и деградации семьи.
Что касается образования, то здесь, с точки зрения сторонников К., нельзя допускать, чтобы академизм доминировал над личностным элементом в обучении, поскольку образовательная среда сама по себе посылает сообщение учащимся: например, спорт может учить умению выигрывать, либо умению играть по правилам. Для Этциони вся школа - это пространство морального опыта. Ряд авторов толкует коммунитарное образование, с одной стороны, как привлечение студентов к благотворительным проектам в качестве волонтеров во внеурочное время. С другой стороны, рассматриваются варианты включения в учебные программы специальных предметов (но не по типу изучения прав и граждановедения), которые предполагали бы включение учащихся в социальную активность на благо сообществ.
Ключевая проблема определения "истинности" и критериальной полноты любого морального дискурса (а также проблема морального релятивизма) решается в теории К. на основе принципа "совместного разбирательства" ("cooperative enquiry", А. Этциони использует термин "моральный диалог"). В моральном установлении сообщества индивидуальные убеждения (исходят ли они от индивида, пророка, элиты или вождя) и/или объективное знание (научное) могут претендовать на истинность только в том случае, если они включены в коммуникативную кооперацию членов сообщества и разделяются в равной мере всеми участниками. Моральный консенсус как результат "совместного разбирательства", таким образом, базируется на своего рода коммуникативной гармонизации или коммуникативной добродетели, которая может быть использована и для пересмотра уже существующего морального соглашения. Данный принцип предполагает, что участники разбирательства имеют равный доступ к информации, равные возможности высказываться и задавать вопросы, а также способны содержательно формулировать результирующее правило соглашения.
Если сообщество существует в условиях морального консенсуса, то, следовательно, оно разделяет и следующий принцип К. - "общие ценности и обоюдная ответственность". Реальное следование моральному идеалу означает взятие на себя ответственности и принятие определенных обязанностей всеми членами сообщества. Для более четкого понимания общих ценностей и ясного осознания обоюдной ответственности их полезно распределить в четыре основных категории: ценность любви (личные отношения, заботы и т.д.); ценность мудрости (опыт, понимание, ясность мысли и осознания); ценность справедливости (отсутствие дискриминации, подчинения в отношениях с другими); ценность самореализации (осуществление потенциала каждого в достижении общих целей). Однако данный принцип оставляет не вполне ясным то, возможно ли регулирование отношений между различными сообществами на основе таких категорий ценностей.
Общая социальная эффективность этой модели сообщества неразрывно связана с коммунитарной системой власти ("communitarian power relations"). Ее суть в обеспечении универсального равного участия всех граждан в определении полномочий власти - это не мажоритарная власть, следующая правилу большинства, а именно демократическая власть. Данный принцип очевидно сближает К. с идеями партиципаторной демократии, фундамент которой был заложен еще Ж.-Ж.Руссо. В перспективном понимании К. власть - это прежде всего та власть, которая непосредственно связана с делами данного сообщества. Поэтому А. Этциони, например, постоянно подчеркивает важность социального распределения полномочий: местные власти не должны решать задачи семьи, национальное правительство не имеет право вмешиваться в дела местных властей, рынок не должен решать задачи образования и т.д. С точки зрения К., это не просто абстрактный механизм, а реальная альтернатива тем ограничениям политического участия, которые существуют в современных демократиях и существенно снижают социальную эффективность власти (коррупция, доминирующее влияние капитала групп интересов, формальное участие и т.д.).
Особое место в повестке дня К. занимает тема организации публичного пространства, поскольку публичные места неразрывно связаны с повседневной активностью сообществ. С одной стороны, приватизация/корпоративизация городского пространства оправдана регрессом публичных мест до состояния криминальной запущенности. Однако, с другой стороны, это очевидно приводит к деградации публичной сферы в целом, и, следовательно, является угрозой существования сообществ и источником социальной дезорганизации. Поэтому К. предлагает всерьез обратиться к проблеме регенерации публичного пространства. Если, например, большие парки нередко представляют угрозу криминализации, то решением может быть создание компактных парковых зон в непосредственной близости от мест проживания членов сообщества. Данная проблематика безусловно определяет К. как новую урбанистическую критику, последовательно рассматривающую угрозы социальности, концентрирующиеся в городской среде. Если национальные опросы показывают, что в среднем половина жителей крупнейших городов США хотели бы покинуть свой город, если корпоративные кварталы делового развития очевидно не решают проблему использования публичных мест, единственной эффективной альтернативой остается развитие сообществ (включая соседские и собственников жилья), которые все более заявляют о себе в обеспечении безопасности, комфорта и социального благополучия в городах.
Таким образом, К. в существенной мере представляет из себя социологическую и социально-политическую реакцию на реальные проблемы современных западных обществ. В целом мораль, ответственность и участие как основы сообщества ориентируют К. в направлении социального действия в его коммунитарной форме. Сообщество не есть лишь первичная неформальная группа или элемент социальной структуры. Сообщество есть структурированное социальное действие, аффирмативное /от англ. affirm - утверждать, торжественно заявлять. - Ред./ по сути и утверждающее моральные устои общества. Следовательно К. необходимо рассматривать и как социальную теорию культуры, в которой социальные процессы представляют собой функцию от культурных (ценностных) установлений морали.
Д.В. Галкин

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.72 кб

Коммунитаризм и гражданская журналистика как перспективные направления исследований

Филатова Ольга Георгиевна
В статье анализируются новые модели коммуникации, появившиеся в результате развития Интернета.
Читать PDF
146.66 кб

Коммунитаризм Амитая Этциони: некоторые аспекты теории «Всеобщего блага»

Иванишкина Юлия Вячеславовна
В статье исследуются важнейшие аспекты идеологии классического коммунитаризма, основанного А. Этциони. Определены факторы, оказавшие влияние на формирование коммунитаризма.
Читать PDF
4.65 мб

Коммунитаризм как альтернатива классическим идеологиям

Молчанов А.В.
Соотношение индивидуальных прав и прав сообщества пожалуй, самый актуальный и наиболее обсуждаемый вопрос ХХI в.
Читать PDF
252.38 кб

Философский коммунитаризм как актуальная парадигма социального бытия

Давыдов Олег Борисович
В статье рассматривается одно из актуальных направлений социальной философии коммунитаризм.
Читать PDF
1.44 мб

Консьюмеризм и коммунитаризм: два образа социума

Давыдов Олег Борисович
В работе анализируется соотношение кон-сьюмеристской и коммунитарной концепций общества.
Читать PDF
363.27 кб

Коммунитаризм как философское основание современной теории коллективизма

Бакланова О.А.
В статье показано, что коммунитаризм является одним из современных вариантов принципа коллективизма в социальной теории и методологии социального познания.
Читать PDF
111.83 кб

Понятие «Третьего места» как элемента системы коммунитаристских ценностей

Мисонжников Борис Яковлевич
Статья посвящена одному из аспектов коммунитаризма исследованию состояния и функционирования местных сообществ, качеству решения ими задачи социальной адаптации и интеграции.
Читать PDF
549.50 кб

97. 03. 003. Этциони А. Ответственное общество: коммунитарная перспектива. Etzioni A. The responsive

Фомичев П. Н.
Читать PDF
465.08 кб

97. 02. 005. Бауман З. О коммунитаристах и человеческой свободе или как достичь квадратуры круга. Ba

Фомичев П. Н.
Читать PDF
445.79 кб

95. 02. 015. Гест А. М. , Стамм К. Р. Пути к коммунитарной интеграции. Guest A. M. , Stamm К. R. pat

Цурина И. В.
Читать PDF
0.00 байт

Коммунитарная идея и социокультурная практика

Савченко Ирина Александровна
Цель. Концептуализировать содержание коммунитарной идеи и показать перспективы ее воплощения в современном многоэтничном сообществе. Методы проведения работы. Методологической основой работы стал диалектический метод познания.
Читать PDF
153.70 кб

Проблема целей образования в контексте парадигмы коммунитаризма

Сохраняева Татьяна Вилевна, Волкова Татьяна Павловна
Аксиология образования XXI в. оформляется с учётом многих смысловых контекстов современности различных образовательных парадигм и философских подходов к пониманию целей и смыслов образования.
Читать PDF
460.88 кб

Идеология коммунитаризма: путь к новой социальности

Червонный Владимир Павлович, Милошунас Анастасия Владимировна
Рассматриваются перспективы развития идеологии коммунитаризма. Анализируется теоретическое и практическое значение коммунитаризма для формирования нового типа гражданского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Поиск баланса между институтами Европейского Союза: коммунитарный и межгосударственный методы принят

Бугров Р. В.
Статья рассматривает особенности взаимодействия институтов Европейского Союза с точки зрения процесса принятия решений. Оцениваются коммунитарный и межгосударственный метолы принятия решений.
Читать PDF
106.46 кб

Либералы и коммунитаристы: дискуссия о социальной справедливости продолжается

Волкова Т. П.
В статье рассматривается проблема о социальной справедливости в контексте критики коммунитаристами взглядов либералов на данную проблему.

Похожие термины:

  • КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

    community care) - забота об индивидуумах в рамках общности в качестве альтернативы институциональной заботе или уходу в учреждениях длительного пребывания. Его истоки связаны с душевными заболеваниями
  • КОММУНИТАРНАЯ ВЛАСТЬ

    COMMUNITY POWER) Концепция власти, согласно которой элита не обладает более монополией на принятие решений. Утверждается, что демократия привела к рассеиванию контроля над ресурсами и передаче части кон
  • коммунитарианизм

    communitarianism лат. communitas ‘общность’. - 1. В социальной философии разделяемые (общие) членами общества ценности и нормы в социальной жизни. 2. В социологии концепция гармоничной жизни членов общества с ок