compensatory education) — система образования, разработанная с целью компенсации пробелов у учеников, появившихся вследствие недостатков их социального происхождения и окружающей среды. Исследование, предпринятое социологами главным образом в 1950-х — начале 1960-х гг., показывает, что дети родителей из низшего класса с ущербным культурным или этническим происхождением регулярно отстают в школе как в академическом, так и в социальном плане. Программы компенсационного образования внедрялись в США (эксперимент "Хедстарт") и в Великобритании (Приоритетная зона образования) в 1960—1970-х гг. В целом данный подход признан неудачным, так как не приводит к достаточному уровню достижений социально ущемленных. Основная причина, вероятно, кроется в том, что частичные реформы образования, предпринятые в отрыве от других видов структурных изменений, не способны компенсировать общественные пороки, особенно когда школы сами являются частью ценностных структур общества и когда ученики остаются в социальной среде, вызвавшей начальную проблему.