КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОМПЕТЕНТНОСТЬ
competence) (особенно в этнометодоло-гии и по аналогии с лингвистической компетентностью — см. Компетентность и эффективность) — фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.), проявляемые социальными акторами, являющимися "квалифицированными" участниками ("членами") социальных контекстов.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КОМПЕТЕНТНОСТЬ
наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; одно из общих правил коммуникационной политики фирмы (специалисты и обслуживающий персонал внутрифирменных служб по связям с общественностью должны быть достаточно компетентны для понимания сущности, правильного и эффективного решения стоящих перед ними задач и проблем).

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Компетентность
это: 1) соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам; 2) наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; 3) умение работника практически действовать, делать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

КОМПЕТЕНТНОСТЬ
характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д. В более специальном смысле – это владение методами эмпирического (научное наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, индукция, экстраполяция), теоретического (идеализация, формализация, математическое моделирование) и метатеоретического (рефлексия) познания.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1) углубленное знание;
2) состояние адекватного выполнения задания;
3) способность к актуальному выполнению деятельности. В научной литературе компетентность определяется как: определенное психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно; способность и умения выполнять определенные трудовые функции; наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей профессиональной подготовки; профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнения задач и обязанностей повседневной деятельности; потенциальная готовность разрешать задачи «со знанием дела». Компетентность можно определить и как уровень достижений индивида в сфере определенной компетенции. Под компетенцией понимают область деятельности, которая имеет значение для эффективной работы учреждения (организации, предприятия и др.) в общем, где индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, способности и профессионально важное качества. Компетенция – это область ответственности и определенных полномочий. В терминах текстологии «компетенцию» интерпретируют как название шкалы, а «компетентность» - как уровень на шкале. Потому достаточно часто встречаются определения компетентности по принадлежности к сферам проявления (коммуникативная, эмоциональная), уровню осознания (осознанная, неосознанная), функциям (родительская, материнская, преподавательская, управленческая и др.). К специфическим сферам компетенции социального работника относят: удовлетворение потребностей в полноценном развитии ребенка и стабилизации отношений в его семье; представительство интересов клиентов; работа в команде и др. Компетентность социального работника рассматривают с точки зрения такого феномена як «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность». В сфере социальной работы компетентность рассматривают как знания и навыки, необходимые для выполнения специфической роли специалиста в рамках организации или учреждения, которые направлены на выполнение им своей миссии. Различают методологический, информационный, коммуникативный, социальный и культурологический уровни компетентности социального работника. Фактически компетентность социального работника реализуется с ориентацией на клиента, его потребности, интересы, особенности возраста и др. Компетентность специалиста по социальной работе формируется не только благодаря полученным знаниям и апробированным навыкам и умениям, а и на основе личной позиции специалиста, анализа своего опыта на уровне теории, понимания различных подходов к социальной ситуации и выбору методов, теоретического осмысления опыта на уровне структурированных, обобщенных знаний, которые становятся способом деятельности, - механизм саморазвития, основой которого является самообразования. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и ориентировано на: потребности личности, общества, государства; расширение образовательного пространства; вариативность подготовки специалистов социальной сферы; научно-методическое обеспечение профессиональноличностного становления социального работника на различных этапах его жизненного пути. Приобретение жизненно важных компетентностей считается во многих образовательных системах одним из приоритетных направлений подготовки специалистов. Среди основных компетентностей социального работника определяют: социальные компетентности, связанные с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, коммуникативные навыки и навыки взаимопонимания, умение функционировать в социально гетерогенных группах; активное участие в жизни сообщества, умения определять личные роли в обществе и др.); мотивационные компетентности, связанные с интересами, индивидуальным выбором личности (навыки адаптироваться и быть мобильным; желание изменить жизнь на лучшее; умения делать собственный выбор и устанавливать личные цели и др.); функциональные компетентности, связанные с умениями оперировать знаниями и фактическим материалом (способность эффективно использовать речь и символы, знания и информационную грамотность в разных ситуациях). Социальную компетентность будущего социального работника можно рассматривать и как цель и как итог гармоничного триединства (обучение, воспитание и социализация) учебно-воспитательного процесса высшей школы, которые состоят в целенаправленной передаче молодому человеку социального опыта науки, искусства общественной жизни – общественных представлений, идеалов, норм, стандартов поведения, жизненных мотиваций, формирования готовности к осуществлению жизненно необходимой совокупности общественных отношений, межличностных взаимоотношений, социальных ролей.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
177.87 кб

Феномены межэтнического взаимодействия и межкультурная компетентность

Карнышев Александр Дмитриевич
Расширение межэтнических контактов россиян как внутри страны, так и за рубежом требует повышения их межкультурной компетентности. Автор рассматривает проблемы, возникающие в процессе контактов
Читать PDF
152.90 кб

Компетентность как предметная область исследований адаптивной готовности личности к военно-профессио

Капустин Владимир Владимирович
В процессе модернизации Вооруженных сил РФ особое место занимает проблема отсутствия реальной модели социальной адаптации командиров (начальников) младшего и среднего звеньев управления.
Читать PDF
158.21 кб

Профессиональная компетентность и гражданская ответственность вузовских студентов (о книге Б. М. Иго

Прямикова Елена Викторовна
The author of article reviews the book «Development of civil activity of students of pedagogical high schools» (B. M. Igoshev and L. J. Rubina).
Читать PDF
175.46 кб

Государственный служащий: психологическая и профессиональная компетентность

Горшков А. С., Бирюкова Г. М., Чжен Жичан , Чжао Шимин
Читать PDF
592.53 кб

Социальная компетентность/инкомпетентность в современном обществе

Зобов Роман Алексеевич, Келасьев Вячеслав Николаевич
Статья посвящена анализу категорий «социальная компетентность» и «социальная некомпетентность». Представляет интерес рассмотрение социальной компетентности в современном российском социуме в условиях глобального кризиса.
Читать PDF
164.30 кб

Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования

Самсонова Т. И.
Статья посвящена проблеме социальной компетентности подростков. В настоящее время как семья, так и школа не могут должным образом способствовать формированию у подростков социальных навыков.
Читать PDF
243.11 кб

Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи

Саралиева З. Х.
Читать PDF
738.85 кб

Коммуникативная компетентность менеджера и трансформация управленческих отношений в современной Росс

Брюханов Андрей
Данная статья посвящена проблеме актуальности социологической проблематизации коммуникативной компетентности современного российского менеджера в условиях трансформации управленческих отношений на нынешнем этапе развития российско
Читать PDF
59.88 кб

Социальная компетентность: теоретико-методологические основания социологического анализа

Чертенко А. Л.
Читать PDF
178.76 кб

Правовая социализация и правовая компетентность личности

Денисенко Игорь Константинович
В статье раскрывается серьезность правовой социализации и правовой компетенции личности. В результате этого исследования автор не только выясняет их взаимозависимость, но и определяет ее структуру.
Читать PDF
0.00 байт

Компетентность в политике и компетентное гражданское общество, возможности академической демократии

Расторгуев Валерий Николаевич
Предметом данного исследования является становление мирового гражданского общества в условиях глобализации и его превращение в одного из ведущих акторов мировой политики.
Читать PDF
0.00 байт

Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: диагностика основных показате

Кумейко Д. С.
В статье излагаются результаты авторского социологического исследования состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих Белгородской области, также сделана попытка обоснования применения
Читать PDF
2.81 мб

Компетентность в социальной политике

Григорьева Ирина Андреевна
Подход к гражданской компетентности, предлагаемый в данной статье, близок к подходу Д. Равена.
Читать PDF
377.07 кб

Коммуникативная компетентность личности: соотношение со взглядами Ю. Хабермаса

Ахмедова Муслимат Газиевна, Чанкова Елена Вадимовна
В статье предпринята попытка осмысления ресурсов теории коммуникации Ю.
Читать PDF
392.63 кб

Коммуникативная компетентность личности в современном российском обществе

Чанкова Елена Вадимовна
В статье представлены основные результаты эмпирической апробации модели коммуникативной компетентности личности в современном российском обществе.

Похожие термины:

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

    competence and performance) (Лингвистика) — различие между способностью использовать язык (компетентностью) и фактически произносимыми речами (эффективностью). Применяется в психолингвистике, когда «компете
  • Коммуникативная компетентность

    умение эффективно пользоваться различными средствами и способами общения.
  • ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

    важнейшая интегративная характеристика личности, основу которой составляют ее знания и опыт поведения в правовой сфере жизнедеятельности, а проявлением выступает способность ориентироваться в
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятель
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

    ( КСУ ) – категория социологии управления, определяющая степень соответствия (конгрузнтности) практически используемых социальных знаний потребностям успешного функционирования и развития сист
  • Повышение компетентности

    Competence advancement Результат мероприятий, направленных на обретение таких знаний и навыков у отдельных граждан, социальных групп, организаций, предприятий и органов власти, которые позволят им войти в г