одна из известных в теории организации инвайронментальных моделей сложной организации, разработанная в рамках ситуационного подхода П. Лоуренсом и Дж. Лоршем применительно к функционированию сложных производственно-коммерческих организаций (см.: Инвайронментальные концепции организации; Сложные организации; Ситуационный подход).
Формирование К. О. объясняется исходя из логики их взаимодействия с внешней средой как сверхсложной системой, провоцирующей ситуацию неопределенности. К. О. как сложная многоэлементная система характеризуется тем, что каждый ее структурный элемент взаимодействует со своим фрагментом внешней среды, используя свои стратегии преодоления Неопределенности, а также структуру и принципы управления. В данной модели внешняя среда определяется как гетерогенная система (см. Гетерогенность внешней среды) и выступает, во-первых, в виде совокупности ресурсных ниш (источников разных типов ресурсов) – материальных, финансовых, технологических, информационных, социальных и др., а во-вторых, в качестве целевого окружения (см.: Теория ресурсной зависимости; Целевое окружение).
Логика формирования структуры К. О. обусловливается ее взаимодействием с внешним окружением. Решая проблемы взаимодействия с динамичной и непредсказуемой внешней средой, организация дифференцирует и специализирует виды деятельности, стремится вычленить отдельные элементы (сегменты) среды и сосредоточить внимание каждой группы специалистов на работе со своим сегментом (финансы, рынок, социальные ресурсы, технология и оборудование). Результатами специализации являются дифференциация структуры организации (формирование достаточно автономных специализированных подразделений) и расчленение гетерогенной внешней среды на отдельные сегменты. При этом степень дифференциации структуры и степень дифференциации внешней среды взаимозависимы, а сама степень структурной дифференциации тем выше, чем выше степень неопределенности внешней среды (см. Ситуация высокой неопределенности).
В результате этого процесса, с точки зрения П. Лоуренса и Дж. Лорша, формируется неофуккииональная структура организации, в которой можно выделить, как минимум, три автономных образования – отдел производства, отдел продаж, отдел исследований (см. Функциональная структура управления). Каждое из указанных подразделений работает со своим укрупненным фрагментом внешней среды и решает принципиально отличные задачи. Такой тип организаций, по мнению П. Лоуренса и Дж. Лорша, вряд ли может быть описан как системная целостность (см. Модель организации как социальной системы). Каждое крупное подразделение реализует свои цели и стратегии, работает на основе своих технологий, создает свой тип организационной структуры и культуры, организационного поведения сотрудников (см.: Структура организации; Стратегия организации; Организационная культура; Организационное поведение). Отношения между подразделениями характеризуются постоянными позиционными конфликтами и напряжением (см.: Конфликт в организации; Позиционный конфликт), выработка единой стратегии весьма проблематична. Основными проблемами таких систем являются: обеспечение интеграции и координации деятельности указанных подразделений, снятие социальных напряжений между ними (см. Интеграция в организации). При этом, чем выше уровень дифференциации структуры, тем больше требуется дополнительных механизмов интеграции (отделы интеграции, постоянно действующие советы (комитеты) и др.).
186.31 кб
Модель организации комплексной помощи детям с эпилепсией
Для оказания реальной помощи пациентам с эпилепсией важно создать многоуровневый механизм, в основе которого, безусловно, находится больной эпилепсией, и вокруг него формируется зона помощи.