Концепция профессионального развития Сьюпера

Найдено 1 определение
Концепция профессионального развития Сьюпера
теория, разработанная Сьюпером и основанная на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути человека; даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами:
- стадия пробуждения, характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы фантазии (доминирование детских потребностей, 4 – 10 лет), интересов (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11 – 12 лет), способностей (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13 – 14 лет); стадия исследования, на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы эксперимента (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15 – 17 лет), перехода (реализация Я-концепции, 18 – 21 год) и пробы (овладение составом профессиональной
деятельности, 22 – 24 года); стадия консолидации, целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы пробы (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25 – 30 лет) и стабилизации (направление всех усилий в одно русло, 31 – 44 года); стадия сохранения характеризуется стремлением сохранить статус (45 – 64 года); стадия снижения представляет собой уход из профессиональной жизни.
В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития, но чтобы понять индивидуальную или половую специфику профессионального развития, требуется обращение к содержательным механизмам, обеспечивающим принятие человеком тех или иных образцов профессионального пути.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.