КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Найдено 1 определение
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ
разработана в процессе реализации образовательного проекта в пенитенциарной системе, проводимого с 1999 в исправительных учреждениях Самарской области и распространившегося по многим регионам страны. Основными целями КУС, при получении высшего образования, являются: 1) исправление осужденных во время отбывания наказания; 2) социальная адаптация осужденных в обществе после отбывания наказания; 3) снижение внутритюремной и рецидивной преступности. В представленной КУС феномен пенитенциарной изоляции является системообразующий фактором социализации осужденных. В результате разработан механизм компенсации негативных последствий данного явления, предстающих в форме отчуждения, потери социального статуса и нарушения социально-ролевой идентификации. Такие результаты были получены на основе инновационного подхода к управлению социализацией личности, направленного на преодоление социальных факторов и последствий пенитенциарной изоляции. Имеются три группы факторов, определяющих социализацию осужденного в исправительном учреждении: 1) криминальная среда исправительного учреждения; 2) административно-режимные условия жизнедеятельности в исправительном учреждении; 3) образовательная и религиозная деятельность. Важнейшим фактором социализации в пенитенциарной системе является образование. КУС включает в себя синтез традиционных и инновационных принципов, разработанных механизмов и программу управления социализацией : 1) вскрытый феномен пенитенциарной изоляции. При внешней макро-изоляции от социума осужденный не может изолироваться от микро-социума исправительного учреждения, что приводит к дисбалансу периодов персональной изоляции и социальной коммуникации, приводя к социальному стрессу, инициирующему внутри- и межличностные конфликты; 2) разработанные авторами принципы управления социализацией осужденных при получении высшего образования в условиях исправительного учреждения при использовании инновационных образовательных технологий (принципы экстремальности и конгруэнтности образовательных инноваций, принцип баланса периодов персональной изоляции и социальной коммуникации личности); 3) механизм управления социализацией при получении образования, включающий механизм компенсации персональной изоляции и социальной коммуникации личности, эффект трансфера, запускающего механизм социально-психологической трансформации личности для преодоления социально- психологических последствий пенитенциарной изоляции; 4) программа реализации процессной модели инновационного механизма управления социализацией на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения. Реализация КУС при получении высшего образования в исправительном учреждении осуществлялась в рамках социального эксперимента по программе, состоящей из трех блоков: организационно- управленческого, образовательного и социально-правового. Принцип баланса периодов персональной изоляции и социальной коммуникации гласит, что для нормальной жизнедеятельности индивида необходим баланс между периодами персональной изоляции и социальной коммуникации. Под балансом периодов персональной изоляции и социальной коммуникации понимается определенное соотношение временных периодов персональной изоляции и социальной коммуникации индивида. При этом количественное значение данного соотношения может варьироваться и зависит от личностных и групповых качеств индивида, а также от характеристик внешней среды. Принцип экстремальности исследований инноваций в системе образования гласит: для выявления границ устойчивого функционирования образовательных инноваций необходимо их испытывать в экстремальных условиях жизнедеятельности. Данный принцип позволяет рельефно выделить преимущества и недостатки тех или иных новаций с точки зрения эффективности управления социализацией и осуществить последующую коррекцию управления данным процессом. Принцип конгруэнтности образовательных инноваций заключается в социоэкономическом, культурологическом, социально-психолого-педагогическом соответствии инструментальных средств, используемых в системе управления, основным свойствам объекта управления (социализацией осужденного) и условиям его жизнедеятельности (среда исправительного учреждения). Механизм управления социализацией при получении высшего образования в условиях исправительного учреждения включает три социальных фактора: 1) изменение социальной роли – оставаясь осужденным, находящимся в условиях пенитенциарной изоляции, он становится студентом, обучающимся в вузе в экстремальных условиях жизнедеятельности исправительного учреждения; 2) изменение микросоциальной среды – в условиях исправительных учреждений локально создается специально организованная образовательная среда, где студенты (осужденные) получают навыки и знания, контактируют с преподавателями; 3) изменение социальной деятельности осужденного осуществляется за счет изменения для обучающегося режимных условий исправительного учреждения. Под процессом эффективного управления социализацией личности понимается система воздействий на комплекс внутренних (неотъемлемо присущие человеку потребности в саморазвитии и самореализации) и внешних (законодательные, социально- культурные, экономические, административно-правовые, режимные, технологические) факторов дезадаптации, приспосабливающих личность к социально приемлемой деятельности в быстроизменяющихся условиях общества. Эффективность механизма управления социализацией в исправительном учреждении при получении высшего образования достигается за счет разработанных механизмов и принципов. По данным Федеральной службы исполнения наказаний министерства юстиции РФ уровень рецидивной преступности у осужденных, прошедших обучение в системе высшего образования, был снижен до 3 % по сравнению со среднестатистическими российскими данными (30 % – в среднем по стране, а по некоторым регионам до 65 %). Феномен пенитенциарной изоляции и разработанный на его основе механизм управления социализацией при получении образования могут быть применимы как инструмент социализации осужденных, помимо образования, и для других факторов социализации. КУ, разработанная в процессе реализации социального эксперимента, предлагает инновационный механизм борьбы со скрытыми причинами десоциализации личности, связанной с социальными факторами и последствиями пенитенциарной изоляции. Суть КУС – пенитенциарная изоляция осужденного без его отчуждения от социума.
Лит.: Волов В.Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительных учреждениях. М., 2009. В.Т. Волов, В.В. Волов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.