(concept analysis, канцэпт-аналiз) — стратегия исследований текстов сообщений, где концепты (имена, понятия, образы) выделяют в качестве одного из основных объектов исследований. Данный подход был предложен недавно, в конце ХХ в. и разрабатывается в рамках лингвокультурологии и когнитивной лингвистики преимущественно российскими учеными (Ю. Степанов, Е. Кубрякова, Н. Болдырев, В. Карасик, З. Попова, И. Стернин и др.). Концепты используются в качестве минимальных структурных единиц языка, из которых формируются более крупные смысловые конструкции (тексты и нарративы). Они задействуются в конкретном социально-культурном контексте, что позволяет также опознать в них своеобразные маркеры или кодификаторы различных дискурсов, определяющих специфику функционирования тех или иных языковых средств и использование различных коммуникативных ходов в зависимости от складывающейся ситуации. КА рассматривает ключевые понятия и категории, лежащие в основе деятельности любого политического и социального института как некоторое ограниченное количество номинаций, исторически сложившихся, оформившихся и закрепившихся в качестве смысловых «универсалий»: «власть», «закон», «справедливость», «свобода», «равенство», «независимость» и многих др. При этом прийти к общей и однозначной трактовке данных концептов непросто, поскольку каждый из базовых концептов обладает сложной семантической структурой. Ю. Степанов, отождествляя концепт с понятием в логическом смысле, выделяет три компонента или три «слоя» концепта: 1) основной, актуальный признак; 2) дополнительный, или несколько дополнительных, «пассивных», признаков, являющихся уже не актуальными, «историческими»; 3) внутреннюю форму, обычно неосознава емую и запечатленную во внешней, словесной, форме. При этом концепты существуют в различных модификациях на указанных уровнях и по-разному воспринимаются субъектами коммуникации — от актуального для всех пользователей данного языка и дополнительного для некоторых речевых сообществ до архаического, представляющего исторический интерес лишь для исследователей культурного наследия. В силу того что многомерная и полисемантичная структура концепта ориентирована на разные социальные слои и группы, которые рассматривают и интерпретируют его под разными углами зрения, он всегда будет провоцировать столь же отличающиеся друг от друга, иногда откровенно противоречивые версии его восприятия, понимания и употребления. Вследствие этого каждый концепт обладает целым «шлейфом» сопутствующих истолкований и интерпретаций, казалось бы, совершенно избыточных, но исторически обусловленных и социально закрепленных. Отсюда необходимость изучения концептов в рамках методологических направлений, включающих рассмотрение контекстов употребления понятий (М. В. Ильин), реконструкцию когнитивной схемы деятельности (В. М. Сергеев, К. В. Сергеев, А. А. Казанцев), этимологический подход. З. Попова и И. Стернин предложили использовать в рамках КА комплексную методику семантико-когнитивного изучения концептов на основании следующих процедур: 1) построение номинативного поля концепта; 2) описание и анализ языковых средств в данном поле; 3) выявление когнитивных признаков концепта как ментальной единицы; 4) описание содержания концепта в виде перечня когнитивных признаков; 5) верификация полученного когнитивного описания у носителей языка. Результатом применения комплексной методики становится построение модели концепта, представляющей его содержание в виде полевой структуры в словесной или графической форме. Это делает возможным сравнительный анализ различных областей концептосферы, репрезентируемых и в НМ, позволяющих использовать данный концепт и оказывать влияние на характер коммуникативного поведения членов самых разных сообществ.
Литература Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. Попова З. Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. Стернин И. А. Структура концепта // Теоретические и прикладные проблемы языкознания. Воронеж: Истоки, 2008. С. 172–184. А. Сарна
Концепт-анализ
Концепт-анализ
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016