КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 1 определение
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Правовые основы для реализации единой гос. политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, установлены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе гос. статистики в РФ» (далее – Закон о статистике).
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о статистике обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации является одним из принципов официального статистического учета. На основании ч. 1 ст. 9 Закона о статистике первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить К.с.и. ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона о статистике в случае, если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, адм. или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Конфиденциальность первичных статистических данных обеспечивается статистиками во всем мире. В соответствии с «Осн. принципами официальной статистики в регионе Европейской экономической комиссии», принятыми Статистической комиссией ООН 11–15 апр. 1994 (принцип 6) «личные данные, собираемые статистическими ведомствами для подготовки статистической информации, независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей». Кроме того, в принципе 5 «Конфиденциальность статистических данных» Кодекса норм европейской статистики отмечается, что «неприкосновенность частной жизни респондентов (домохозяйств, пр-тий, администраций и др.), конфиденциальность полученной от них информации и ее использование исключительно в статистических целях должны быть гарантированы полностью». В рамках процесса вступления РФ в ОЭСР в области статистики поставлена задача приведения нормативно-правовой базы рос. статистической системы в соответствие со стандартами ОЭСР. Один из осн. принципов статистической деятельности ОЭСР – соблюдение принципа конфиденциальности, в котором четко прописана необходимость защиты персональных данных. В указанном документе провозглашается, что «персональные данные, собираемые ОЭСР для составления статистических данных носят строго конфиденциальный характер и должны использоваться исключительно для целей статистики. Для обеспечения всесторонней защиты конфиденциальных данных от любого потенциального разглашения должны приниматься всевозможные меры». В докладе Ген.секретаря ООН об осуществлении основополагающих принципов официальной статистики (E/CN.3/2004/21) отмечается, что 99% из 112 стран – членов ООН, ответивших на соответствующий вопросник, полностью или в основном осуществляют принцип конфиденциальности первичных статистических данных респондентов. Обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных позволяет повысить уровень доверия респондентов к органам гос. статистики, в частности, при получении ими в оперативном режиме сведений, составляющих коммерческую тайну, что обеспечивает повышение надежности и своевременности формирования официальной статистической информации.
С учетом требований Закона о статистике формуляром – образцом формы федерального статистического наблюдения, утвержденным приказом Росстата от 16 апр. 2008 № 85, на формах предусмотрена запись «Конфиденциальность гарантируется получателем информации». Однако, в случаях, когда первичные статистические данные форм федерального статистического наблюдения являются информацией, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, гриф об обеспечении конфиденциальности на формах исключен. Так, ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, о деятельности гос. органов и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и др. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17 авг. 1995 № 147ФЗ «О естественных монополиях» подлежат свободному доступу сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, об осн. показателях финансово-хозяйственной деятельности и др.
Кроме того, Росстатом снят гриф об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных с форм, утвержденных, как правило, по поручению Президента РФ и Правительства РФ, данные которых используются для административно-контрольных целей, для отслеживания той или иной конкретной операции и не являются статистическими (в частности, формы № 3-ф, № 1-алкоголь, № 1-алкоголь (опт), № 1-администрация, № 1-соцподдержка, № 3-соц-поддержка, № 1торги, № 1-МО, № 1МБ и др.). В 2010 гриф об обеспечении конфиденциальности снят с 49 форм федерального статистического наблюдения. Официальная статистическая информация, агрегированная на основе таких форм, может публиковаться и предоставляться пользователям без ограничения.
В странах ЕС публикации и распространению подлежат только агрегированные и, следовательно, анонимные статистические данные. При этом сводная (агрегированная) информация должна включать не менее трех респондентов. В тех случаях, когда использование ограниченного миним. количества респондентов бывает недостаточным, применяется ограничивающая мера – правило доминирования. Это означает, что статистическая информация не может быть опубликована, если доля отдельного респондента в такой информации превышает 85% всего агрегата.
Этот принцип используется Росстатом при публикации и распространении статистических данных. Напр., в случае, если данные по произву осн. видов продукции (услуг) раскрывают единственных производителей в субъекте РФ, Росстат в официальных изд. публикует информацию только по федеральным округам, что не в полной мере удовлетворяет потребности пользователей в официальной статистической информации.
Несоблюдение принципа обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных может привести, с одной стороны, к ухудшению условий для функционирования бизнеса, расширению использования респондентами института коммерческой тайны при предоставлении данных. Т.о. с учетом обеспечения требований Закона о статистике первичные статистические данные, полученные от респондентов, не могут быть предоставлены органами гос. статистики для контрольных, фискальных и иных целей, а формы федерального статистического наблюдения не являются документами, служащими основанием для проверки фактов нарушения законодательства конкретными юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение. Для целей доступа к информации о конкретных хозяйствующих субъектах служит бухгалтерская отчетность (ст. 16 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») и такая информация может быть получена в терр. органах Росстата на основе данных годовой бухгалтерской отчетности. См. также Статистических органов позиция.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.