процесс обмена информацией в ситуации разногласий между участниками совместной деятельности. КК возникает в результате несоответствия ценностей и интересов (Д. Бернард), соперничества (Р. Дардендорф), дефицита ресурсов, неодинакового вклада в общее дело, недостатка самостоятельности и т.п. различий между участниками совместной деятельности. КК существует в ситуациях обнаружения, акцентуации, разжигания, поддержания любого конфликта. КК может иметь различный характер: вертикальный (руководитель – подчиненный, руководитель – группа); горизонтальный (между работниками и подразделениями); и внешней (с социальной средой). В управлении выделяются личностные конфликты: целей, взглядов на решаемую проблему, личной неприязни и системные: функциональные (конфликтная ситуация находится под контролем руководства) или дисфункциональные (ситуация выходит из- под контроля руководства). Основные способы управления конфликтами: организационные (замена руководителей подразделений, ротация, изменение содержания труда и др.); социокультурные (изменение содержания властных отношений, введение новых культурных норм, трансформирование системы коммуникаций и др.) и социально- психологические (использование влияния неформальных лидеров, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, изменение мотивации работников).
Лит.: Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002; Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990; Комалова Л.Р. Коммуникативные техники в конфликтной коммуникации // Концептуальный спектр изысканий в области современного речеведения. М., 2009; Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент. М., 2007. О.А. Волкова
155.18 кб
Современные парадигмы конфликтной коммуникации
Предпринята попытка прояснить некоторые черты конфликтного взаимодействия, обусловленные спецификой современного миропорядка, в котором особое место занимают информационно-коммуникативные процессы.