1) антагонизм между индивидами или группами в об-ве; 2) любой вид борьбы между большими соц. группами людей, если они преследуют какие-либо обществ. цели; 3) вид противостояния, при кот. стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре т. о., что борьба принимает форму атаки или обороны. Существует несколько подходов к понятию К.с.: 1) социально-дарвинистский — рассматривает к.с. как борьбу за существование, в кот. гибнут слабые представители рода человеческого. К.с. — фактор обществ, прогресса; 2) социолог. — рассматривает к. с. как борьбу антагонистических классов в антагонистических обществах. К.с. — перманентное состояние соц. организаций, в нем находится творческое ядро всяких сообществ и становится «новым орудием» изменения соотношения между равным правом на обладание благами и неравной возможностью доступа к ним. К.с. приводит к появлению новых ин-т.ов (соц. образований, учреждений), задающих собственные правила поведения в соответствии со своими интересами. Доминирующие и бросающие им вызов группы с различ. позициями на соц. полях осуществляют переходы на «смежные» поля с изменением их позиций, явл. источником перемен в об-ве; 3) социально-политологический — рассматривает к.с. как нормальное соц. явл., выполняющее ряд позитивных функций в процессе обществ, развития, связанное с состоянием обществ, развития, с типом соц. структуры, противоположностью между правящим меньшинством и управляемым большинством. К.с. связан зависимостью от экономической, политич., духовной сторон жизни об-ва, обеспечивающего постоянное динамическое развитие; 4) социально-психологический— трактует К.с. как социальную аномалию, своего рода болезнь, преодоление кот. с помощью ряда функций со стороны соц. системы — удовлетворения биологических и психологических потребностей значит, части об-ва, эффективной деятельности органов соц. контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в об-ве нормами, совпадение индивидуальных мотиваций с обществ, установками — приводит к тому, что индивиды выполняют предписанные им об-вом функции и задачи; 5) культурологический — рассматривает к. с. как несовпадение целей, интересов, ценностей индивидов, групп людей. К. с. — важнейшее понятие социологии, позволяющее осмыслить общественные противоречия, антагонизмы, борьбу и столкновение сторон, имеющих место во всех сферах жизнедеятельности, взаимодействия людей. К. с. имеет свои границы (пространственные, временные, начало и завершение), функции разрешение противоречий на различ. уровнях (сигнальная, информационная, дифференцирующая и др.), типы — внутрисистемные, внесистемные, по сферам проявл. — экономические, политические и др., должностные, краткосрочные (по длительности), материальные, духовные (по ресурсам), усиливающиеся, перекрещивающиеся и др., предмет (проблема, служащая причиной раздора сторон), причины (многообразные, объективные и субъективные соц. противоречия, расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения (депривация), интересы, ценность, неравенство и др.), стадии (фазы) развития: 1) предконфликтная (соц. напряженность, неудовлетворенность положением дел); 2) развитие (возникновение противоречий по спорному объекту, доказательство правомерности претензий, разрушение структур взаимодействия, формирование «образа врага», установки на борьбу; 3) разрешение (с помощью различ. форм: разведение основных подходов сторон, консенсус, переговоры, арбитраж, третейский суд, компромисс и др.), уровни (индивидуальный, групповой, об-ва, региональный, глобальный).
Лит. 1) Гидденс Э. Социология. М., 1999; 2) Политическая социология. Ростов н/Д, 1997; 3) Дмитриев А. В. Конфликтология. М., 2000. Ю.В. Фадеев