КОНФОРМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
КОНФОРМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. conformism, social; нем. Konformismus, sozialer. Некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам. См. АВТОРИТАРИЗМ, ТОТАЛИТАРИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
КОНФОРМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
(от лат. conformis — подобный, сходный, сообразный) — некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам и пропагандистским клише. К. с. включает в себя такие черты, как отсутствие индивидуальности, стандартность, манипулируемость, консерватизм и т. п. В его формировании (в зависимости от обстоятельств) решающую роль могут играть страх, пропаганда, фанатичная вера в обладание высшей и единственной истиной, императивы внутригрупповой солидарности, бездумное следование общепринятым стандартам. Отчуждение, рабскую зависимость от властей или обществ, стереотипов и предрассудков конформист может воспринимать как вынужденное или как естеств., должное даже единственно возможное или «высшее» состояние.
К. с — фундаментальная социально-психологическая основа авторитаризма и тоталитаризма, к-рые стремятся создать «монолитное единство» граждан. Однако К. с. играет существенную роль и в социальных системах, основанных на плюралистических принципах (Плюрализм). Тип обезличенного обывателя формируется здесь посредством обществ, и группового давления, подчинения стереотипам массового сознания. Проблема К. с. исследовалась различ. социол. школами, особенно психоаналитической и леворадик. Фрейд изучал такие механизмы формирования К. с, как насилие, устрашение, национальный и социальный нарциссизм, идентификация с вождем и правящими группами, сексуальное подавление и др. Райх видел причину универсального
К. с. в консервативной структуре характеров, формируемой посредством сексуального подавления существующей формой семьи и через нее репрессивными социальными системами. Автоматический конформизм, согласно Хор- ни и Фромму,— одно из убежищ, куда человек бежит от одиночества, страха и свободы. Различ. формы К. с. воплощаются в авторитарной личности и одномерном человеке (Фромм, Хоркхаймер, Адорно, Маркузе и др.). Первый из этих типов трактовался как опора фашистских режимов; второй — как тип, характерный для совр. индустриальной, потребительской цивилизации. Еще один из конформистских типов, порождаемых этой цивилизацией,— «извне-ориентированная личность», исследовавшаяся Рисменом. В зап. социологии анализируются и др. подобные или близкие названным конформистские типы, напр. «массовый человек», «человек организации» и т. п. Особенно часто предметом изучения становятся такие проблемы, как влияние бюрократической организации, массового об-ва, авторитарных и тоталитарных режимов на формирование К. с. (Аренд, Миллс, у. Уайт и др.). Анализируются различия между двумя формами К- с: «жесткой», распространяющейся на все стороны обществ, жизни, директивно насаждаемой, догматической тоталитарной формой, и «мягкой» — гораздо менее политизированной, «необязательной», но связанной с весьма мощными механизмами формирования конформности либеральной формой. Процессу формирования конформности в отношении групповых ценностей, норм, поведенческих стереотипов в процессе социализации индивида уделяется значит, внимание в социальной психологии и нек-рых социол. концепциях, напр. в структурном функционализме. Однако следует сказать, что, хотя понятия «конформность» и «К. с.» тесно связаны, они далеко не тождественны. С А. Эфиров
К. с — фундаментальная социально-психологическая основа авторитаризма и тоталитаризма, к-рые стремятся создать «монолитное единство» граждан. Однако К. с. играет существенную роль и в социальных системах, основанных на плюралистических принципах (Плюрализм). Тип обезличенного обывателя формируется здесь посредством обществ, и группового давления, подчинения стереотипам массового сознания. Проблема К. с. исследовалась различ. социол. школами, особенно психоаналитической и леворадик. Фрейд изучал такие механизмы формирования К. с, как насилие, устрашение, национальный и социальный нарциссизм, идентификация с вождем и правящими группами, сексуальное подавление и др. Райх видел причину универсального
К. с. в консервативной структуре характеров, формируемой посредством сексуального подавления существующей формой семьи и через нее репрессивными социальными системами. Автоматический конформизм, согласно Хор- ни и Фромму,— одно из убежищ, куда человек бежит от одиночества, страха и свободы. Различ. формы К. с. воплощаются в авторитарной личности и одномерном человеке (Фромм, Хоркхаймер, Адорно, Маркузе и др.). Первый из этих типов трактовался как опора фашистских режимов; второй — как тип, характерный для совр. индустриальной, потребительской цивилизации. Еще один из конформистских типов, порождаемых этой цивилизацией,— «извне-ориентированная личность», исследовавшаяся Рисменом. В зап. социологии анализируются и др. подобные или близкие названным конформистские типы, напр. «массовый человек», «человек организации» и т. п. Особенно часто предметом изучения становятся такие проблемы, как влияние бюрократической организации, массового об-ва, авторитарных и тоталитарных режимов на формирование К. с. (Аренд, Миллс, у. Уайт и др.). Анализируются различия между двумя формами К- с: «жесткой», распространяющейся на все стороны обществ, жизни, директивно насаждаемой, догматической тоталитарной формой, и «мягкой» — гораздо менее политизированной, «необязательной», но связанной с весьма мощными механизмами формирования конформности либеральной формой. Процессу формирования конформности в отношении групповых ценностей, норм, поведенческих стереотипов в процессе социализации индивида уделяется значит, внимание в социальной психологии и нек-рых социол. концепциях, напр. в структурном функционализме. Однако следует сказать, что, хотя понятия «конформность» и «К. с.» тесно связаны, они далеко не тождественны. С А. Эфиров