КОНФУЦИАНСТВО
Конфуцианство
социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием (Кун-Цзы, 551-479 гг. до н. э.). Возникло в сер. I-го тысячелетия до н.э. в Китае. На протяжении многих столетий оно было в этой стране своего рода государственной идеологией.
Источник: География населения. Словарь терминов.
Конфуцианство
Доминирующая религия в Китае; возникла в середине 1-го тысячелетия до нашей эры как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. Вторая местная религия Китая – даосизм – основана на обожествлении природных явлений. Сочетание элементов конфуцианства и даосизма представляет синтоизм – местная религия Японии.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
конфуцианство
confucianism. - Система этико-политических взглядов, развившаяся из учения древнекитайского философа Конфуция (551—479 гг. до н.э.). Основными ценностями этого учения являются верность традициям, своей семье, друзьям, правителям, почитание старших и отношение к другим, как к себе. Многие культуры Востока отличаются от культур Запада именно принципами конфуцианства.
КОНФУЦИАНСТВО
от имени древнекитайского философа Конфуция) - англ. Confucianism; нем. Копfuzianismus. 1. Философско-этическое учение Конфуция, основным понятием к-рого является жэнъ (гуманность) - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми, основывающиеся на уважении и любви к старшим по возрасту и обществ, положению. 2. Религиозное вероучение, сформировавшееся после смерти Конфуция. К. характеризуется отсутствием жречества, мистики, сводится к строгому соблюдению обрядов, культу предков, обожествлению императора.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
КОНФУЦИАНСТВО
Confucianism) — скорее этическая религия, чем основанная на вере в бога(ов), возникшая в 6-м столетии до н.э. в Китае и основанная на учении Конфуция — не столько пророка, сколько учителя. Цель состоит в достижении благородного идеала гармонии с миром и природой. В течение многих столетий конфуцианство было религией китайского бюрократического класса _ мандаринов или образованных людей, чьи административные посты замещались посредством проведения конкурсных экзаменов по классическим знаниям. Конфуцианству часто приписывается решающая роль в легитимации китайского общества и в обеспечении в течение многих столетий единой культуры, пережившей даже завоевание Китая "варварами".
Источник: Большой толковый социологический словарь
Конфуцианство
Confucianism, кит. жу цзя — школа ученых книжников), кит. религ. мировоззрение и свод жизненных правил, основанные на учении Конфуция. Гл. текстами К. являются разл. соч. в неск. сборниках, т.н. классич. книги, куда, в частности, входят Беседы и суждения (Лунь юй), где изложены осн. взгляды Конфуция. По большей части эти тексты не являются специфически конфуцианскими: Сишу, сборник из четырех самостоятельных кн., долгое время использовался как осн. конфуцианский учебник. Разработанный Конфуцием филос. и этич. кодекс превратился во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в гос. культ с весьма сложным церемониалом почитания императора и важных императ. чиновников. Экзаменационный ценз гос. службы и образовательная система были основаны на учении пяти классич. книг, а по всей империи воздвигались храмы в честь Конфуция. В тот же период К. восприняло такие традиц. элементы кит. мысли, как инь и ян и пять первоначал: дерево, огонь, земля, металл и вода. Позже представитель школы К. Чжу Си (ИЗО—1200) создал на основе конфуцианских доктрин целостное духовное и филос. мировоззрение, известное как неоконфуцианство (ли сюэ или дао сюэ), — отчасти в противовес набиравшим силу в Китае даосизму и буддизму. Чжу Си разработал метафиз. систему, основанную на двух взаимозависимых понятиях — ли (принцип) и ци (материальная сила), а также написал комментарии к классич. книгам, к-рые оставались офиц. текстами для гос. экзаменов вплоть до 1905 г. Всеобъемлющее влияние К. на жизнь Китая заметно ослабло в 20 в. вследствие упразднения в 1905 г. традиц. системы образования и установления в 1911 г. республики. При Мао Цзэдуне (1893—1976), когда господствовала идеология коммунизма, конфуцианские храмы были разрушены, а классич. тексты запрещены. Тем не менее К. глубоко проникло в разл. сферы кит. жизни, что ощущается по сей день; оно явно присутствует в совр. кит. социально-полит, и эконом, установках. Влияние К. велико во Вьетнаме, Корее, Сингапуре, на Тайване и в Японии, причем особенно оно сильно в Юж. Корее и на Тайване, где сохранились старые конфуцианские храмы и система образования.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия