КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Консультирование управленческое
1) разновидность социальной инженерии, метод совершенствования практики администрирования и менеджмента, обладающий инновационными свойствами; 2) разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном которой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления организационными системами (предприятие, учреждение, город, отрасль, регион и т.д.).
Управленческое консультирование начинается, как правило, с диагностики, т.е. выявления подлинных проблем данной организационной системы, затем определяются пути их решения. При этом используются как методы консультирования процесса (работникам управления предлагаются средства анализа и поиска решений проблем), так и консультирование проекта (когда консультант по управлению сам предлагает конкретный вариант решения). Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению привязывает их к специфике организации-заказчика. Управленческое консультирование выступает и как важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышает профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение. Наряду с названными, в управленческом консультировании используется «рефлексивный метод», когда по материалам своей диагностики консультант демонстрирует руководителю картину его собственной деятельности, показывая таким образом некоторые проблемные стороны ее и побуждая этим руководителя к переосмыслению своих методов и стиля работы. В современном управленческом консультировании все шире используются социологические и социально-психологические методики, например, групповая работа, игровые формы, социально-психологический тренинг. Консультант по управлению это специалист по совершенствованию управления, участвующий в решении проблем предприятий, учреждений и других организационных систем в качестве эксперта. Различаются «внешние» консультанты (приглашаются заинтересованными организациями для выполнения конкретного заказа) и «внутренние» (штатные работники организаций, осуществляющие управленческое консультирование по месту основной работы). Они делятся на «дженералистов», занимающихся общими проблемами и принципами управления, и «специалистов», решающих конкретные проблемы организаций, отраслей, регионов (стратегия развития, делопроизводство, стиль руководства и т.п.).

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
(КУ) – одно из направлений практической деятельности в сфере управления, связанное с подключением к решению внутренних проблем, возникающих в конкретных организациях, внешних специалистов- консультантов, обслуживающих организацию на договорной основе, с целью оказания помощи в их решении.
В рамках КУ субъектом деятельности выступает обычно высококвалифицированный и (или) имеющий большой опыт, специалист (как правило, ориентирующийся на решение задач определенного типа). При этом, он либо не является членом организации (внешнее управленческое консультирование), либо является таковым, но не включен в аппарат управления.
Эти услуги носит платный характер, а деятельность, как правило, связанна с решением либо нетипичных, либо непрофильных задач в сфере управления. Деятельность управленческих консультантов может затрагивать разные области управления (техника и технология, финансы, человеческие ресурсы, информатика и др.), лежать в различных предметных сферах (технические науки, экономика, информатика, психология, социология и др.) и быть связанной с решением разнородных задач. Она предполагает использование специалистов разного профиля.
Деятельность консультанта по многим признакам (содержанию, типом решаемых задач, ориентации на рационализацию управленческой деятельности, инновационную составляющую деятельности, работу по подготовке и участии в реализации решений и т.д.) внешне имеет много общих черт с деятельностью функциональных менеджеров. Однако их деятельность всё же принципиально отличается от деятельности последних. В числе основных отличий выделяют следующие: 1) управленческий консультант не вписан в систему управления, и, как, следствие, не наделен правом принятия решений; 2) по этой причине, он, в отличие от менеджера, не несет ответственности за итоги и последствия принятого решения. Его ответственность, даже юридически, лежит в пределах задач, обозначенных администрацией в подписанном договоре; 3) итогом его работы, как правило, выступает разработанный им (или с его участием) проект. Реализация этого проекта (даже если консультант участвует непосредственно), может быть проведена только усилиями команды менеджеров. Если же говорить об управленческом консультировании в суженном формате, и в привязке к деятельности только социологов-практиков, работающих по социолого- управленческой проблематике, то, во-первых, их деятельность сегодня представлена такими направлениями как: а) сфера организационного развития; б) сфера организационного проектирования и реконструкции; в) сфера управления человеческими ресурсами; г) сфера трудовых отношений. Во-вторых, эта деятельность опирается на положения таких дисциплин, как: социология организаций, социология управления, экономическая социология; социология труда. В-третьих, по способу осуществления работ и методологии, на которой она базируется, КУ делится на два принципиально различных подхода: а) экспертный – в рамках которого консультант, опираясь на свои знания и опыт, предлагает администрации разработанный им готовый рецепт решения проблемы; б) процессный, когда коллективом менеджеров под руководством консультанта вырабатывается проект изменений, который они же и реализуют. В- четвертых, в рамках этого типа консультирования обычно выделяют проектирующий и обучающий консалтинг.
Сегодня управленческое консультирование на базе социологического знания представляет собой достаточно развитую сферу деятельности, включающую ряд более дробных специализаций. Зарождение социологического управленческого консультирования имеет достаточно давнюю историю. На Западе, если говорить о работе консультантов, работающих в рамках поля, которое сегодня связывается с предметом социологии, – восходят к рубежу Х1Х–ХХ вв. (Ф. Тейлор). С середины 20-х прошлого века (начиная с Э. Мэйо) эта сфера без оговорок может быть рассмотрена как социологическая. Что касается нашей страны, то здесь деятельность управленческих консультантов в первом эшелоне восходят к работам А. Гастева, П. Керженцева, Н. Витке. В более зрелой форме управленческое консультирование возрождается к середине 70-х (В.И. Герчиков, Л.Н. Векша, Р.К. Юксвярав и др.) и с этого времени активно развивается (В.С. Дудченко, А.К. Зайцев, А.И. Пригожин, В.С. Тарасов, А.В. Тихонов, В.В. Щербина и др.) См. также: Консультирование инновационно-проектное, Консультирование муниципальное, Менеджмент и менеджер.
Лит.: Дудченко В.С. Абсолютный консультант. М., 2004; Инновационные подходы в управлении и консалтинге: обучающий консалтинг. Под ред. Л.В. Чукиной. М., 2010-2011; Пригожин А.И. Методы развития организации. М., 2003; У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., 1990; Управленческое консультирование. Под ред. М. Кубра. Т.1,2. М., 1992; Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. Под ред. В.В. Щербины. М., 2004; Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я, Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988; Юрасова М.В. Управленческое консультирование. Социологические методы и технологии. М., 2001. В.В. Щербина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.