КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Консультирование управленческое
1) разновидность социальной инженерии, метод совершенствования практики администрирования и менеджмента, обладающий инновационными свойствами; 2) разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном которой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления организационными системами (предприятие, учреждение, город, отрасль, регион и т.д.).
Управленческое консультирование начинается, как правило, с диагностики, т.е. выявления подлинных проблем данной организационной системы, затем определяются пути их решения. При этом используются как методы консультирования процесса (работникам управления предлагаются средства анализа и поиска решений проблем), так и консультирование проекта (когда консультант по управлению сам предлагает конкретный вариант решения). Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению привязывает их к специфике организации-заказчика. Управленческое консультирование выступает и как важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышает профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение. Наряду с названными, в управленческом консультировании используется «рефлексивный метод», когда по материалам своей диагностики консультант демонстрирует руководителю картину его собственной деятельности, показывая таким образом некоторые проблемные стороны ее и побуждая этим руководителя к переосмыслению своих методов и стиля работы. В современном управленческом консультировании все шире используются социологические и социально-психологические методики, например, групповая работа, игровые формы, социально-психологический тренинг. Консультант по управлению это специалист по совершенствованию управления, участвующий в решении проблем предприятий, учреждений и других организационных систем в качестве эксперта. Различаются «внешние» консультанты (приглашаются заинтересованными организациями для выполнения конкретного заказа) и «внутренние» (штатные работники организаций, осуществляющие управленческое консультирование по месту основной работы). Они делятся на «дженералистов», занимающихся общими проблемами и принципами управления, и «специалистов», решающих конкретные проблемы организаций, отраслей, регионов (стратегия развития, делопроизводство, стиль руководства и т.п.).

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
(КУ) – одно из направлений практической деятельности в сфере управления, связанное с подключением к решению внутренних проблем, возникающих в конкретных организациях, внешних специалистов- консультантов, обслуживающих организацию на договорной основе, с целью оказания помощи в их решении.
В рамках КУ субъектом деятельности выступает обычно высококвалифицированный и (или) имеющий большой опыт, специалист (как правило, ориентирующийся на решение задач определенного типа). При этом, он либо не является членом организации (внешнее управленческое консультирование), либо является таковым, но не включен в аппарат управления.
Эти услуги носит платный характер, а деятельность, как правило, связанна с решением либо нетипичных, либо непрофильных задач в сфере управления. Деятельность управленческих консультантов может затрагивать разные области управления (техника и технология, финансы, человеческие ресурсы, информатика и др.), лежать в различных предметных сферах (технические науки, экономика, информатика, психология, социология и др.) и быть связанной с решением разнородных задач. Она предполагает использование специалистов разного профиля.
Деятельность консультанта по многим признакам (содержанию, типом решаемых задач, ориентации на рационализацию управленческой деятельности, инновационную составляющую деятельности, работу по подготовке и участии в реализации решений и т.д.) внешне имеет много общих черт с деятельностью функциональных менеджеров. Однако их деятельность всё же принципиально отличается от деятельности последних. В числе основных отличий выделяют следующие: 1) управленческий консультант не вписан в систему управления, и, как, следствие, не наделен правом принятия решений; 2) по этой причине, он, в отличие от менеджера, не несет ответственности за итоги и последствия принятого решения. Его ответственность, даже юридически, лежит в пределах задач, обозначенных администрацией в подписанном договоре; 3) итогом его работы, как правило, выступает разработанный им (или с его участием) проект. Реализация этого проекта (даже если консультант участвует непосредственно), может быть проведена только усилиями команды менеджеров. Если же говорить об управленческом консультировании в суженном формате, и в привязке к деятельности только социологов-практиков, работающих по социолого- управленческой проблематике, то, во-первых, их деятельность сегодня представлена такими направлениями как: а) сфера организационного развития; б) сфера организационного проектирования и реконструкции; в) сфера управления человеческими ресурсами; г) сфера трудовых отношений. Во-вторых, эта деятельность опирается на положения таких дисциплин, как: социология организаций, социология управления, экономическая социология; социология труда. В-третьих, по способу осуществления работ и методологии, на которой она базируется, КУ делится на два принципиально различных подхода: а) экспертный – в рамках которого консультант, опираясь на свои знания и опыт, предлагает администрации разработанный им готовый рецепт решения проблемы; б) процессный, когда коллективом менеджеров под руководством консультанта вырабатывается проект изменений, который они же и реализуют. В- четвертых, в рамках этого типа консультирования обычно выделяют проектирующий и обучающий консалтинг.
Сегодня управленческое консультирование на базе социологического знания представляет собой достаточно развитую сферу деятельности, включающую ряд более дробных специализаций. Зарождение социологического управленческого консультирования имеет достаточно давнюю историю. На Западе, если говорить о работе консультантов, работающих в рамках поля, которое сегодня связывается с предметом социологии, – восходят к рубежу Х1Х–ХХ вв. (Ф. Тейлор). С середины 20-х прошлого века (начиная с Э. Мэйо) эта сфера без оговорок может быть рассмотрена как социологическая. Что касается нашей страны, то здесь деятельность управленческих консультантов в первом эшелоне восходят к работам А. Гастева, П. Керженцева, Н. Витке. В более зрелой форме управленческое консультирование возрождается к середине 70-х (В.И. Герчиков, Л.Н. Векша, Р.К. Юксвярав и др.) и с этого времени активно развивается (В.С. Дудченко, А.К. Зайцев, А.И. Пригожин, В.С. Тарасов, А.В. Тихонов, В.В. Щербина и др.) См. также: Консультирование инновационно-проектное, Консультирование муниципальное, Менеджмент и менеджер.
Лит.: Дудченко В.С. Абсолютный консультант. М., 2004; Инновационные подходы в управлении и консалтинге: обучающий консалтинг. Под ред. Л.В. Чукиной. М., 2010-2011; Пригожин А.И. Методы развития организации. М., 2003; У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., 1990; Управленческое консультирование. Под ред. М. Кубра. Т.1,2. М., 1992; Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. Под ред. В.В. Щербины. М., 2004; Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я, Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988; Юрасова М.В. Управленческое консультирование. Социологические методы и технологии. М., 2001. В.В. Щербина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
288.32 кб

Анализ управленческого консультирования в банковской сфере

Серебрякова Н. А.
Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.
Читать PDF
1.09 мб

Методический подход к развитию управленческого консультирования

Серебрякова Надежда Александровна
Проанализированы различные методы управленческого консультирования, предложено их объединение в общую систему. Рассмотренные методы классифицируются по этапам консультирования.
Читать PDF
168.03 кб

социально-технологический аспект управленческого консультирования

Кадария Ф. Д.
Читать PDF
314.78 кб

Фактор успешности («Акме»-фактор) управленческого консультирования

Марасанов Герман Игоревич
Исследуются причины, способствующие или препятствующие эффективности начального этапа управленческого консультирования.
Читать PDF
439.42 кб

Клиент-центрированный подход к работе с ценностями при управленческом консультировании

Иванов Михаил Аркадьевич
Статья посвящена изложению авторского подхода к работе с индивидуальными, групповыми и организационными ценностями в практике клиент-центрированного управленческого консультирования. Подход.
Читать PDF
330.98 кб

Компетентностно-ориентированное обучение новым методам управленческого консультирования

Апенько Светлана Николаевна, Шавровская Марина Николаевна
Подготовка специалистов по управленческому консультированию относится к сложным образовательным задачам, так как предполагает формирование комплекса разноплановых компетенций, центральное место в котором занимают навыки реализации
Читать PDF
105.80 кб

Управленческое консультирование при реализации проектов антикризисного управления и развития

Попов Виктор Леонидович
В антикризисном управлении рассматриваются проекты: «Реструктуризация предприятия», «Слияние фирм», «Процессно-ориентированная структура управления», «Я и Обучение действием», «Внедрение ИСУП».
Читать PDF
349.60 кб

Организационная диагностика в процессе клиент- центрированного управленческого консультирования

Иванов Михаил Аркадьевич
Консультирование организаций без диагностики невозможно и недопустимо. Это, пожалуй, признают все консультанты, независимо от школы и направления консалтинга, которые они представляют.
Читать PDF
596.07 кб

Акмеологическое тренинг-консультирование, фокусированное на развитии управленческого наставничества

Марасанов Герман Игоревич
В статье рассматриваются возможности помощи руководителю в освоении функции наставника средствами фокусированного акмеологического тренинг-консультирования.
Читать PDF
1.05 мб

История развития технологий управленческого консультирования в России: востребованность нового прочт

Юрасова Мария Владимировна
В статье в историческом разрезе рассматриваются методы и технологии работы консультантов по управлению. Большое внимание уделяется НОТовскому движению 1920-х гг.
Читать PDF
211.10 кб

Организация управленческого консультирования органов государственной власти и органов местного самоу

Абухоф Ольга Владимировна
Статья посвящена анализу возможностей применения нового для государственного управления и муниципального самоуправления метода повышения эффективности деятельности.
Читать PDF
708.44 кб

Предпосылки и условия генезиса системы экономического консультирования среднего управленческого звен

Попова Екатерина Александровна
Автор рассматривает систему экономического консультирования как инструмент повышения квалификации среднего управленческого звена вуза.
Читать PDF
82.01 кб

Роль управленческого консультирования в морально-психологическом обеспечении процесса реформирования

Ермолаев Виктор Владимирович, Бутурлакина Елена Николаевна
В статье рассматривается роль управленческого консультирования как одной из социально-психологических технологий обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на этапе реформирования.