КОНТ ОГЮСТ (1798–1857)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНТ Огюст (1798-1857)
франц. социолог, предложивший проект позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах в их связи (2). В работе «Курс позитивной философии» (1842) К.  выделил закон гармонии обществ, явлений и закон трех стадий эволюции (3). В рамках первого закона по К. исследуется природа соц. связи, источником которой явл. материальная необходимость, воплощенная в ин-тах промышленности, торговли, армии и т.п. Согласно К., соц. связь изучается соц. статикой, разделом социологии, исследующим явления обществ, строения (1). В «Системе позитивной политики» (1854)  К. излагает закон трех стадий соц. и интеллектуальной эволюции, включающей несколько сменяющих друг друга состояний: 1) теологическая стадия, где индивид объясняет происходящие процессы непосредственным действием сверхъестественных сил в родоплеменном и феодальном об-вах; 2)  метафизическая стадия с различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира в эпоху Возрождения и Новое время; 3) позитивная стадия, основанная на точной оценке внешней реальности в современном К. об-ве, где преобладающей тенденцией явл. влияние промышленности на все сферы жизни, что позволило К. определить его как индустриальное. Прогресс об-ва выступает осн. идеей другого раздела социологии — соц. динамики, рассматривающей процессы обществ, жизни и ее развитие (2). Специфика социол. подхода к обществ, жизни по К. состоит в том, что он представляет собой теоретическое исследование законов соц. явлений с помощью общенаучных методов, а не философской рефлексии.
Лит.: 1) Арон R Этапы развития социологической мысли. М., 1993; 2) Волков Ю .Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 3) Громов И., Мацкевич А С е м е но в А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ю.А. Жданов

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

КОНТ ОГЮСТ (1798–1857)
Известный французский социолог и философ, основоположник позитивистской социологии как самостоятельной науки, направленной на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.
Заслуга К. состоит в том, что он обосновал необходимость научного подхода к изучению общества, выделил предметную область социологии в качестве самостоятельной науки, дал характеристику иерархии наук, предложил сам термин “социология”. Первым открыл общие контуры новой науки, обозначил предмет и методы исследования, с помощью которых нужно изучать общество: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический или генетический метод. Основная мысль К. состояла в том, что необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную, подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах. Социологию как позитивистскую науку К. противопоставил теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. В созданной им классификации наук, иерархия которых строится по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности, социология поставлена на первое место, выше математики, физики и биологии, поскольку социология должна произвести революцию в умах людей. Социологию К. определил как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия.
Общество рассматривается им как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Он рассматривает прежде всего основные социальные институты – семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в социальной интеграции. К. первым пытался дать характеристику предмету общей социологии. Задачей социологии он считал открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями.
Заметный след в истории общественной мысли оставила идея К. о необходимости разграничения социальной динамики и социальной статики. Социальная статика олицетворяет порядок и строение общества, описывает законы существования, а социальная динамика олицетворяет прогресс, описывает законы и этапы изменения общества. Основным принципом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарной связи. Социальная динамика наряду с общенаучными методами использует наиболее важный метод социологии – исторический. Идейной основой социологической концепции К. явился основной закон эволюции – “закон о трех последовательных стадиях”, согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит 3 этапа. На первом – теологическом – в обществе господствуют религиозные представления, человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть научные (позитивные) знания, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Стадиям в историческом развитии общества соответствуют формы социально-политической организации: теологическая стадия – военное господство; метафизическая стадия – феодальное господство; позитивная стадия – промышленная цивилизация. Как ученый он придерживался объективного метода, с помощью которого рассматривал общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общего блага. Этот организм действует в соответствии с жесткими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строитсяна более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития. Социология должна изучать универсальные законы развития и функционирования общества. Она призвана устанавливать солидарность и согласие. Основные труды К.: 6-томный “Курс позитивной философии” (1830– 1842) и 4-томная “Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества” (1851–1854) После смерти мыслителя было издано 4-томное “Завещание Огюста Конта”.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.