Контрагент
Контрагент
Contractor. Социальный актор, принимающий участие в интерактивном взаимодействии двух или нескольких социальных акторов, способный оказывать обратное влияние на партнеров такого взаимодействия. В социологических теориях структурулистского и функционалистского порядка, в теории социализации, теории ролей и прочее, как правило, вопрос ставится об одной стороне социального действия, и потому используется понятие “актор”. Здесь негласно постулируется то, что данный субъект осуществляет свои акции как бы в среде, тождественной с неживой природой, или такой социальной среде, которая способна осуществлять только неосознанные действия, а цель социального актора – контролировать и направлять такие действия, которые, якобы, могут привести к разрушительным для общества последствиям. Поэтому в данных теориях разрабатываются проблемы функций агентов социального действия, которым отводится активная роль, но совершенно не обращается внимание на интересы их контрагентов. Однако нельзя не учитывать, что даже в семье, являющейся первичным институтом социализации, не только родители оказывают влияние на детей, но и наоборот, – дети на родителей, и именно в этом взаимодействии формируется, скажем, культура взаимоотношений между поколениями. Ориентация же на вышеуказанную методологическую культуру приводит к тому, что очень часто социальный актор вынужден применять такие технологии влияния, которые направлены не на активизацию его контрагентов, не на формирование собственно сознательных действий, а на исключение таковых. Это приводит к тому, что практически все социальные технологии, которые применяются сегодня для социальной интеграции, построены именно по такому принципу: пресечь социальную активность тех, в отношении кого применяются данные технологии, и тем исключить саму возможность структурных социальных изменений. См. также Агент социализации и Агент влияния.