Контркультура (альтернативная культура)

Найдено 1 определение
Контркультура (альтернативная культура)
(от лат. contra – против и cultura – возделывание, образование, воспитание, почитание, развитие). Контркультура (альтернативна культура). Counter (alternative) culture. 1. В социологии США – неофициальная, диссидентская культура. Форма леворадикального, анархистского социального протеста против официальной, доминирующей буржуазной культуры, возникшая в Западной Европе в 60-х годах ХХ в., а позже и в США. 2. Альтернативная культура, отвергающая нормы и ценности массовой культуры, основными носителями которой являются представители среднего класса. 3. Тип субкультуры, в данное время присущей многим странам, основной отличительной особенностью которой является ориентация на гипертрофированное понимание индивидуальной свободы (в ее основе – идея “права на самовыражение”), что нашло свое проявление в различных нетрадиционных формах авангарда (в живописи, моде, музыке и т. д.). 4. Маргинальные группы с поведением, направленным на разрушение общепринятых социокультурных норм. К. возникла и была достаточно заметным общественным явлением со своей идеологией в 60е годы ХХ ст. Термин “контркультура” впервые использовал Теодор Роззак после студенческих бунтов 60-х годов, особенно активно проходивших во Франции. Содержанием К. был протест различных слоев населения против возможностей “государственно организованной” буржуазии манипулировать обществом, которому, как и каждому отдельному человеку, по мысли теоретиков К., навязываются определенные роли независимо от желания. Среди наиболее известных идеологов К. были, прежде всего, Г. Маркузе (H. Marcuse) и Ж-П. Сартр (J-P. Sartr), а позже Ч. Рейч (Ch. Reich), Й. Хейзинга (J. Huizinga) и другие. Главной идеей их теорий, хотя они и не строились на единой методологии и принципах, было требование возрождения естественного человека с небуржуазным мировосприятием и миропониманием, т. е. небуржуазным отношением к действительности. Здесь К. рассматривалась как способ достижения социальной свободы в рамках буржуазного общества. Позже влияние К. на общественные процессы значительно снизилось, а сама она, (не исчезая совсем), переросла в целую гамму конкурирующих субкультурных направлений. Среди критиков К. был, например, Ф. Девис (F. Davis), согласно которому К. есть форма борьбы за право жить в обществе, не возлагая на себя никакой ответственности и обязательств перед ним. Подобная точка зрения во многом согласовывается с критикой процесса распространения контркультурных явлений в социалистическом обществе советскими авторами, где она трактовалась как механическое перенесение проблем капитализма на социализм и, соответственно, как претензия обретения свободы от социалистического общества в рамках самого социалистического общества. В обоих случаях внутренним смыслом критики К. является констатация углубляющегося процесса рассогласования в ценностях и нормах. См. также Поп, Согласие в ценностях и Субкультура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011