КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Найдено 1 определение
КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
(КГУ) – вид управленческой деятельности; обеспечивающих повышение эффективности работы государственного аппарата посредством проверки и оценки качества исполнения нормативных правовых актов, распоряжений и инструкций на различных уровнях управляющей системы. Целью КГУ является оптимизация деятельности органов государственного управления, выявление недостатков, причин и условий, способствующих их возникновению, поиск инновационных форм и методов работы. К основным видам КГУ относят: внешний контроль (осуществляется органами, не входящими структурно в организацию) и внутренний (осуществляется в отношении административно подчиненных органов, их структур, подразделений и персонала). С позиций институционального подхода в РФ сложилась система государственного контроля, включающего президентский, парламентский, правительственный (или административный), а также судебный контроль. Институтами президентского контроля являются Президент, Администрация Президента (ее наиболее значимые структуры – Совет безопасности, Контрольное управление), полномочные представители президента в федеральных округах. Парламентский контроль осуществляется Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой РФ. Судебный контроль возлагается на Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Прокуратуру России. Контроль органов исполнительной власти можно разделить на общий (осуществляется органами общей компетенции), ведомственный (осуществляется министерствами, федеральными службами, агентствами и др.), подведомственный (осуществляется органами межотраслевой компетенции) и надведомственный (осуществляется органами федерального надзора). В системе органов государственной власти осуществляется внутриведомственный контроль, который, во-первых, обеспечивает соблюдение законов, подзаконных нормативных актов; позволяет вовремя выявлять отклонения от установленных норм в органах управления, вносить необходимые коррективы в принятые решения. Во-вторых, КГУ способствует оптимизации структуры и численности органов государственного управления, противодействию бюрократизации государственного аппарата. В-третьих, КГУ позволяет наиболее рационально использовать государственные средства, обеспечивая их экономию. Задача КГУ заключается в оценке соответствия деятельности органа государственного управления законодательным актам государства и внутриведомственным решениям; в выявлении деформаций в управленческой деятельности и разработке мер по их устранению; в изучении, обобщении и распространении лучшего опыта работы; в оказании практической помощи подконтрольным структурам. КГУ включает в себя три обязательных элемента: а) проверку фактических результатов деятельности на их соответствие установленным нормативным правовым актам; б) проверку использованных средств полученного результата, соответствие методов деятельности требованиям права, морали и служебной этики.; в) предложения, в случае необходимости, мер ответственности за неисполнение государственных решений Основными принципами контрольной деятельности в системе КГУ выступают законность, объективность, своевременность, конкретность, действенность, результативность, гласность. Формы КГУ многообразны. К ним относятся: контроль исполнения управленческих решений, инспектирование, целевые проверки, аттестации, квалификационные экзамены и др. Методами КГУ являются документационные проверки, финансовый аудит, инвентаризация и т.д. Эффективность КГУ достигается путем непрерывного контроля процесса получения результатов, или так называемого контроллинга, получившего название «управление результатами». Контроллинг позволяет координировать деятельность различных контрольных структур в органах государственной власти, осуществлять мониторинг реализации управленческих решений, проводить консультации по выбору корректирующих мероприятий и т.п. Это предполагает уточнение критериев конкурентоспособности государственных служащих, формирование у них умения осуществлять контроль и самоконтроль в управленческой деятельности. Современному государственному служащему, для осуществления своих функций, в том числе и контрольных, требуются глубокие знания по социологии управления, политологии, теории государственного управления, а также умение компетентно владеть технологиями управленческой деятельности, прежде всего совокупностью приемов, способов, процедур разработки управленческих решений и их реализации. Опираясь на этот багаж, он может соответствовать современным требованиям, успешно выполнять свои служебные обязанности. Повышение эффективности КГУ связано с требованиями совершенствования правового регулирования деятельности контрольных органов, укрепления их правового статуса, повышением результативности их работы. Контрольные органы призваны доводить до сведения общественности результаты наиболее значимых проверок, рекомендаций по их устранению, что призвано способствовать противодействию нерационального использования государственных средств, бюрократизации государственного аппарата, снижению уровня его коррумпированности и повышению авторитета в глазах населения..В связи с формированием системы государственного контроля в РФ, усилением контрольной деятельности в системе государственной гражданской службы, становится небезинтересным опыт организации контроля в системе государственного управления зарубежных стран, в особенности США, Великобритании, Германии, где наблюдается тенденция к расширению системы контрольных органов (в частности, создание контраппаратов, институтутов омбудсмена, развитие института социального контроля за деятельностью властных структур).
Лит.: . Кочерин Е. А., Полуденный Н.Н. Система государственного контроля в РФ: теория и практика. М., 2003; Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. М., 2004; Новиков А.В. Контроль в социально-политической системе российского общества. М., 2005; Ковтун Е.В., Плаксин С.М., Кнутов А.В. и др. Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации. М., 2010. В.В. Огнева

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
273.14 кб

Контроль в государственном управлении : становление интерпретационной модели

Аляев Артемий Валерьевич
Традиционное понимание контроля в современном государственном управлении основано на базовых линейно-функциональных моделях, представленных в трудах классиков менеджмента и социального управления.