механизм выражения недовольства ущербом, причиненным девиантным поведением (1,2,3). К.с.ф. могут быть: жалоба, суд, действующий по нормам статутного и общего права; межличностный спор, публичный протест, применение силы, разрушение и конфискация собственности обидчика, ограничение свободы передвижения, изгнание; требование компенсации за невыполнение договорных обязательств, оскорбление, сплетни; выражение неодобрения. К.с.ф. драматично разнообразны и не поддаются исчерпывающей классификации. В социологии принято различать две наиболее общие категории К.с.ф. (по критерию неучастия или участия третьей стороны в качестве агента урегулирования спора): самопомощь и помощь. Самопомощь не предполагает участия третьей стороны. К.с.ф. самопомощи могут быть односторонней реакцией потерпевшей стороны (включая ее союзников) в адрес обидчика (напр., самооборона, месть) или двусторонней реакцией, когда обе стороны выражают недовольство друг др. (напр., предъявл. взаимных претензий, кровная месть). Трехсторонний соц. контроль охватывает случаи К.с.ф. помощи и предполагает вмешательство в конфликт третьей стороны. Внутри конфликтной структуры отношений третья сторона занимает авторитетную позицию к обеим спорящим сторонам. В роли третьей стороны могут быть миротворцы, посредники, полиция, судьи, армия (2).
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нвчипурвнко В.Н., По-пов А.В. Социология. М., 2000; 2) Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000; 3) Щепаньския Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. ИЛ. Чернобровкин
125.50 кб
Политика качества образования как форма глобального социального контроля
В статье обсуждается проблематика вузовской педагогики и управления качеством высшего образования в современных социально-экономических условиях.